Юный техник 1959-10, страница 33

Юный техник 1959-10, страница 33

СВАРКА

БЕЗ СВАРКИ

Ю. БЕРЕЖНОЙ

На лабораторном столе среди различных деталей — небольшой стальной валик. С виду он ничем не примечателен и как будто выточен из цельной заготовки. И вы никогда не подумали бы, что сделан он из двух половинок. Как ни старайтесь, места их соединения не найдете...

На первый взгляд все просто. В камере, из которой выкачан воздух, половинки, нагретые до невысокой температуры, несильно прижимают друг к другу. Минута-другая — и перед вами монол ?тный валик. Ни электродов, ни брызг расплавленного металла — ничего того, с чем связано обычно представление о сварке. Даже сварного шва нет. И все же деталь «сварена».

Как это ни странно, в рождении нового вида сварки виноватой оказалась совершенно другая область обработки металла — резание.

Если бы наблюдали в «лупе времени», кан обтачивается стальная заготовка, то увидели бы любопытное явление, которое обычно остается незамеченным. На передней грани инструмента, у самого лезвия, вскоре после начала резания появляется какой-то бугорок. Он увеличивается и вскоре достигает

нескольких миллиметров в высоту.

ho вот работа закончена. Резец сняли и исследовали «таинственный» бугорок. И тут новая загадка: металл нароста в... два, а то и в три раза тверже металла заготовки. Откуда же и как он появился? Ответ на этот вопрос долго оставался «белым пятном» в резании, хотя металловеды давно уже разгадали многие «тайны» работающего металла.

Предполагали, что нарост — это частицы стружки, впрессованные при большом давлении и высокой температуре в микроскопические неровности на резце.

Давление резания на стружку действительно огромно (25 тысяч кг/см2). Такого давления не испытывает даже снаряд, выбрасываемый пороховыми газами из ствола пушки. Но считать образование нароста результатом только впрессования нагретых до пластического состояния частиц обрабатываемого металла неверно. Этим явлением заинтересовался кандидат технических наук Н. Ф. Казаков. Он предположил, что наросты — это результат сварки металлов резца и изделия.

Но почему сварки?

живать давления значительно меньшие, чем батискафу. Она будет легче воды, сможет подняться и плавать на поверхности.

Для погружения придется применить балласт и силу двигателя так же, как и для погружения подводной лодки.

Подводная лодка подражает самолету, подъемная сила которого возникает при его поступательном движении. Недостаток этого способа: подводной лодне трудно опускаться и пи подыматься строго по вертикали.

Мезоскаф будет подводным вертолетом. Большие лопасти над его водонепроницаемой кабиной будут «ввинчиваться» в воду, позволяя набрать ему глубину (в противоположность вертолету, винт ноторого предназначен для подъема вверх).

Регулируя балласт, зодитель мезоскафа сможет изменять плавучесть в пределах от положительной до отрицательной, так что незначительного расхода энергии будет достаточно для обеспечения погружения или всплытия. Что же касается горизонтального перемещения, то оно будет обеспечено винтами, вращающимися в вертикальной плоскости.

В процессе работы Пикар изменил свою первоначальную схему: заменил сферическую кабину, изображенную им на доске в 1954 году, кабиной удо-бэобтекаемой формы. Он намерен осуществить многочисленные мелкие изобретения, те технические «хитрости», которые должны явиться залогом успеха осуществления мечты. Кто знает, быть может, и на этот раз он сам поведет свою машину?..

3|