Юный техник 1959-10, страница 91(См. 4-ю стр. обложки) Главный художник-технолог Энслериментальной сценически/ лаборатории МХАТа имени Горького В. С. БАРНОй* ТНЛТРЛЛЬНМП liOCTKP Во время постановки в Мо-сковсксм Художественном академическом театре сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» автор настоятельно потребовал, чтобы костер на сц^не был очень большой и «жаркий»» — словом, такой, «который всю землю греет». Но как сделать такой костер, к тому же безопасный? <Дрова- ие фанеры. Работнини Экспериментальной лаборатории МХАТа перепробовали разные способы и остановились в своих поисках лишь то1Да, когда поздно вечером в мастерские Художественного театра прибежали пожарные тушить «пожар», который они заметили через окно. Как же устроен такой костер? Прежде всего нужно сделать бурно и весело пляшущее пламя. Таное пламя во всех театрах до недавнего времени делалось из отдельных красных язычнов легкой ткани, раздуваемых вентилятором. Нас не устраивал слишком «бутафорский» вид таких язычков, и мы попытались найти более живое изображение огня. Попробовали изобразить пламя одним большим куском ткани, раздуваемой струей воздуха. Многие ткани оказались слишком тяжелыми и плотными. Наконец пробы с лоскутом легкого шелка оказались удачными с художественной точки зрения, но технически несовершенными. Спиральная струя воздуха ог вентилятора (фор точного или настольного) закручивала и засасывала в лопасчи вентилятора шелковый лоскут. Вспомнили об аэродинамической трубе. В ней струи воздуха выпрямляются специальной решеткой. Попробовали и мы сделать такую аэродинамическую решетку. Результат получился отличный. Поставленная на пути криволинейно движущихся и завих-ряющихся струй воздуха вентилятора решетка выпрямляет и направляет их прямолинейно. В этой же струе воздуха время от времени взлетают и снопы «искр» из мелко нарезанных бумажек — их подбрасывают актеры, «помешивающие дрова», бегают колеблю-щиеСя язычки «пламени* (см. рис.). При конструировании «костра» пришлось решать и некоторые оптические и светотехнические задачи. Дело в том, что шелк для «пламени» мы не стали окрашивать, оставив его белым. А для «окраски» использовали свет прожекторов, применив цветные светофильтры (стекла или пленки). Обычно «плагля» изображалось на сценах красным. В некоторых случаях это хорошо и нужно, особенно когда хотят показать зловещий огонь костра. Но нам нужен был веселый, добрый огонь, и поэтому мы сделали его желто-оранжевым с очень небольшим количеством красного света. Акустика тоже оказалась необходимой при постройке костра. Когда мы поставили мотор вентилятора на пол (планшет) сцены, то раздался 78 |