Юный техник 1960-02, страница 53

Юный техник 1960-02, страница 53

бую чащу, прорубая тропы. Зверь бегал от вооруженного Человека. Земля, покоряясь Человеку, стала его пашней. А Вода и Ветер были научены молоть зерна, выращенные землей.

А через очень много лет Человек подружил с Огнем и его злейшего врага Воду. Он заставил их жить в котле паровой машины и выполнять самые тяжелые работы.

У Огня началась новая, разумная жизнь. Огонь, превращая в пар Воду, молотил хлеб, тяиул поезда, двигал пароходы.

Огонь стал сильным и добрым помощником Человека. И Человек, благодарный Огню, сложил про него множество песен, написал о нем сотни нниг, называя его могучим богатырем. Прославляя Огонь, Человек, не желая, обидел... Дрова. Да, Дрова... И случился страшнейший скандал, который и следует считать началом сказки. А все рассказанное до этого было присказкой.

Итак, сказка начинается.

Первая глава

ПРО ЗАЗНАВШИЕСЯ ДРОВА

Скандал начался на кухне. Кто-то из поваров, любуясь Огнем, сказал:

— Каи он хорош! Как он весело и дружно пылает сегодня!

— Да, да, — подтвердили остальные работающие у огромной плиты. — Он выше похвалы.

В ответ на это в топке плиты раздался выстрел. Это стрельнуло крупными искрами большое Полено. Треск повторился. Затрещали все Поленья и послышались голоса.

— Нам уже надоело слушать прославления Огню.

— Мы не можем далее молчать...

— А что такое Огонь? — спросило поваров пылающее Осиновое полено. — Бывает ли на свете Огонь сам по себе? Можно ли себе представить Огонь, если что-то не горит?

— Нет, — ответили хором Дрова. — Огонь — это мы. Без нас нет Огня, нет тепла.

И чем дальше, тем громче кричали Дрова, перечисляя все свои заслуги. Они даже запели песню:

Мы Дрова, мы Дрова, Мы всей жизни голова.

Жарим, варим и печем, А Огонь тут ни при чем.

Эту песню услышали и подхватили все Дрова, которые пылали в топках котлов паровозов, пароходов, паровых мельниц. Эту песню горланили Дрова во всех концах земли.

Глава вторая ПРО ТО, ЧТО И КАК СГОРАЕТ

Если отбросить хвастовство и зазнайство, то можно сказать, что Дрова были правы. Еще в далекие первобытные времена Человек знал, что на свете нет Огня без топлива. И как бы оно ни называлось — дровами, тоофом, соломой или даже еловыми шишками. — топливо рождало Огонь, питало его, давало ему жизнь. С этим нельзя не сопаситься. И Человек сказал Огню:

— Послушай, дружище, не кажется ли тебе, что ты должен поделиться своей славой с Дровами? Ведь ты все-таки существуешь благодаря им.

Огонь на это возразил тан:

— Баран тоже существует благодаря траве, но все-таки цена барану одна, а траве — другая.

Тогда Человек сказал:

— Но ведь если не будет травы, не станет и барана. Это верно, кан и то, что без Дров ты погаснешь.

Огонь возразил снова:

— Нет. Дрова не единственное мое питание. Есть топливо лучше, жарче, удобнее.

Сказав так, Огонь намекнул на Каменный уголь. Человек уже знал об этом топливе, об этом великом даре подземного царства. Человек понимал, что кусок Каменного угля дает