Юный техник 1962-09, страница 64отпечаток, имеющий правильное соотношение контрастов. Но... этот негатив получился более плотным, чем второй. От этого время экспонирования при печати с негатива возрастет. И если это в конце концов не так существенно, то есть и более серьезные обстоятельства, говорящие, что второй, менее плотный негатив лучше третьего, ибо чем больше плотность негатива, тем больше зернистость изображения. При большой плотности негатива падает разрешающая способность, то есть различные мелкие детали передаются значительно хуже. Это иллюстрировано диаграммами, сопровождающими два отпечатка, сделанных со 2-го и 3-го негативов (при данном небольшом увеличении они практически не отличаются один от другого). Если 4-й негатив частично «влез» в область передержек, то 5-й уже совершенно «забит» светом. Напечатать с них правильный отпечаток нельзя. Целый ряд объектов с малым интервалом яркостей можно фотографировать с довольно сильно отличающимися друг от друга выдержками (иной раз в 20—30 раз). Тем не менее если взглянуть на дело строго, то наилучшие результаты будут получены, если время выдержки выбрано такое, чтобы получить негатив минимальной плотности, у которого проработаны все детали в «тенях». А как быть с более контрастными объектами съемки? Существующие пленки имеют достаточно большую широту, то есть они могут правильно передавать объекты, у которых наиболее яркие участки ярче темных раз в 150—250. Посмотрите на XII вкладке снимок Леонида Лазарева «Старший брат» (смотри также приведенную схему этого снимка с его сенситограммой) Снимок сделан в сложных условиях: в движущемся троллейбусе, против света из окна, при очень контрастном освещении. Отношение яркостей наиболее ярких его участков (козырек фуражки, волосы младшего братишки) к яркостям наименее освещенных мест (кусочек пальто, околыш фуражки) в данном случае очень большое, более 400. На обычной пленке передать все эти яркости одинаково правильно не удалось бы. В подобных случаях, как никогда, важно правильно выбрать ту почти единственную выдержку, которая позволит максимально использовать всю полезную широту негативного материала. Если бы выдержка была чуть больше выбранной автором, то плотности негатива сместились бы вправо (смотри сенситограмму) и большая часть светлых мест была бы настолько передержана, что напечатать ее не удалось бы. Не менее опасна в данном случае и недодержка при съемке. При выдержке же, правильно выбранной автором, лишь в самых темных местах потеряны детали и лишь самые яркие места ослепительно светлы. В данном случае это не так существенно. Все сюжетно важные части снимка проработаны отлично. Итак, как же правильно выбирать выдержку при съемке? Объективным вашим помощником может служить лишь экспонометр с фотоэлементом. Выпускаемые сейчас экспонометры «Ленинград-2» позволяют определять как яркость объекта съемки, так и его освещенность. Давайте познакомимся со способом определения выдержки по наименее ярким местам объекта съемки. fiO |