Юный техник 1963-05, страница 60

Юный техник 1963-05, страница 60

■>-.- А

ПАРАШЮТ Г. Е. КОТЕЛЬНИК

9 ноября 1911 года русский изобретатель Г.ЯЕ. Котельников подал заявку на свое изобретение — индивидуальный ранцевый парашют. Вскоре в деревне Салюзи, близ Гатчины, состоялись первые испытания парашюта: его надели на манекен и сбрасывали из корзины привязного аэростата. Испытание повторили в Гатчине и Севастополе, на этот раз парашют сбрасывали с самолета. И, наконец, в конце 1912 года и самом начале 1913 в Руане и Париже любопытная публика стала свидетельницей полета парашюта с высокого моста, а также с аэростата.

И в России и за рубежом все эти испытания произвели сенсацию, так как подобного парашюта не было еще нигде в мире. Одним из свидетельств этого является сообщение английского журнала «Иллюстрейтед Лондон Ньюс» (№ 469, 1912 г.), в котором говорилось, что проект такого парашюта «представляется несколько фантастическим», однако, по имеющимся у журнала сведениям, действительно реализован в России.

Но как же попал русский парашют в Париж?

В конце 1912 года предприниматель В. А. Ломач, финансировавший Котельникова, увез два его парашюта во Францию для испытаний. Вернулся в Петербург Ломач уже без парашютов. Пошлину за патентование парашюта во Франции он вопреки взятому на себя обязательству не внес. Патент потерял свою охранительную силу. Из-за этих махинаций дельца отношения между ним и изобретателем были прерваны. А накануне первой мировой войны во Франции и других странах вдруг появились ранцевые парашюты, очень похожие по конструкции на парашют Котельникова.

Вот все, что до недавнего времени было известно об истории русского ранцевого парашюта.

Эдгар Иванович Меос, в прошлом военный летчик, дополняет сегодня эту историю. Вот что он рассказывает.

Изучая французские авиационные журналы того периода, мы видим, что к началу первой мировой войны во Франции и других странах Запада не было ранцевых парашютов, подобных парашюту Котельникова. Больше того, в авиационных кругах предпочитали не ранцевые системы парашютов.

Так, журнал «Аэрофил» № 1 за 1913 год. сообщая об итогах очередного конкурса, указывал, что премию в 10 тыс. франков получил Боннэ за парашют, помещенный в фюзеляже. В декабре того же года журнал поместил информацию об удачном испытании парашюта Робэра, также фюзеляжного, и указал на парашюты Боннэ и Робэра, как на «две лучшие системы»; в то же время журнал отметил, что обе они до сих пор на практике не применяются.

В № 28 журнала некий капитан Куад в своем докладе доказывал, что «нужно спасать не человека, а самолет с человеком» и т. д. В № 3 «Аэрофила» за 1914 год сообщалось о собрании в Аэроклубе Франции, где было обсуждено 56 предложений «безопасности на самолете»; среди предложенных парашютов не было ни одной системы ранцевого парашюта! В мартовском номере описано успешное испытание парашюта «Орс», также не ранцевого.

4 «Юный техник» Ks 5

49