Юный техник 1963-06, страница 62Некоему английскому фабриканту вздумалось окрасить все стены, механизмы и столы на фабрике в черный цвет. Выработка упала, среди работниц начались нервные заболевания. К счастью, на фабрику пришел физиолог. «Вы нарушили законы контраста, — сказал он владельцу. — Нельзя шить черную кожу черными нитками на черном столе. Нельзя работать в трауре. Ведь черный цвет — цвет печали, оттого и нервные заболевания». Известен и такой опыт: рабочие таскали одинаковые по весу черные и белые ящики. В один голос они заявили, что черные тяжелее. Налицо была та же ассоциация: черное — темное — массивное. А белый? Это, должно быть, легкий цвет? Когда как... На заводе в Чикаго построили новую столовую, сверкавшую белизной. Люди утверждали, что кормят там невкусно. Столовая напоминала им больницу... Одну комнату окрасили в синий цвет, другую — в оранжевый. При одинаковой температуре в первой чувствовалась прохлада, во второй было тепло. Та же ассоциация: синий — море — снег — прохлада; желтый — солнце — пески — жара. Итак, цвет может быть тяжелым и легким, грустным и радостным, теплым и холодным. Цвет может вредить, а может и помогать. Цвет способен вредить, если он угнетает, мешает различать предметы, требует дополнительного освещения, скрывает опасность. И помогать, если он спокоен, если он скрывает то, что надо скрыть, и выделяет то, что надо выделить, если он радует. Цвет способен сослужить хорошую службу людям. Над всем этим думали в институте «Оргстанкинпром», где под руководством инженера Владимира Абрамовича Ниже-городцева готовился первый в СССР типовой проект «Культура машиностроительного предприятия». Вместе с доктором медицинских наук Е. Б. Рабкиным инженеры изучали физиологическое и психологическое воздействие цвета. Они узнали и про мысли Гёте, и про случай на английской фабрике, и про опыты с ящиками. Они проштудировали труды физиолога Кравкова, который доказал, что самый лучший цвет — зеленый: он понижает внутриглазное давление, уменьшает слепое пятно сетчатки, способствует нормальному кровообращению, улучшает мускульно-двигательную способность. А красный, наоборот, настораживает, встряхивает, будоражит и быстро утомляет. Так что же, просто взять и заменить грязно-серый цвет цехов зеленым? Нет, нельзя перейти от скуки серой к тоске зеленой. Да и зеленых — десятки. А функции у предметов в цехе различны, и расположены предметы по отношению к людям неодинаково. Инженеры возвращаются к отражательной способности цвета, к правильному соотношению цвета и света. Чтобы глаз видел отчетливо, нужен контраст. Но контраст контрасту рознь. Вот шлифовщик смотрит на блестящую деталь, отражающую свет, как зеркало, а потом на грязно- 60 |