Юный техник 1963-12, страница 56

Юный техник 1963-12, страница 56

В 1882 году на военном поле в Красном Селе Можайский собрал свой самолет. Однако еще два года ушло на устранение выбрации воздушных винтов и на доводку, прежде чем удалось осуществить взлет. Самолет отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло, а управлявший им механик получил увечье...

В дальнейшем попытки поднять самолет в воздух оказывались безуспешными. Новое дело — перестройки и переделки — требовало немало денег. А их у Можайского не хватало. К тому же были непроизводительные затраты на содержание и хранение самолета. Недостаток средств не позволял экспериментировать дальше. Истратив свои собственные средства, Можайский влез в долги, продавал и закладывал все, что имело какую-то ценность, даже часы и обручальные кольца. Изобретатель дошел до крайности, почти до нищеты. 20 марта 1890 года смерть пресекла неутомимую деятельность гениального изобретателя.

В июне того же года мичманы Можайские — сыновья изобретателя — предложили военному ведомству почти законченный самолет. Но он простоял на открытом воздухе восемь лет, и военное руководство отказалось приобрести его в собственность государства. Оставались только двигатели с котлом, но и им не повезло: в 1897 году они сгорели во время пожара на Балтийском заводе.

Современники-специалисты — К. Э. Циолковский, В. Г. Луцкой, В. Ф. Найденов, Е. С. Федоров и другие ученые высоко ценили конструкторский талант Можайского и пытались поддержать его идеи. Бывший офицер инженерных войск писатель и журналист А. В. Эвальд в марте 1883 года в сообщении «История воздухоплавания и его настоящее положение» в седьмом отделе Русского технического общества писал о самолете Можайского:

«...Из числа наиболее практических и более научных проектов, от которых можно ожидать результатов, я должен указать на аппарат г. Можайского. Это один из аппаратов, которые подают наиболее надежд для своего осуществления, потому что он основан на тех строго научных данных, которые нам хорошо известны, а не составляют плода фантазии, ни на чем не основанной». Ученый механик П. А. Зарубин в своем сообщении «Законы движения в воздухе летательных машин наилучших конструкций» в январе 1885 года отмечал: «...Летательную машину наилучшей конструкции я признаю ту, которая проектирована г. Можайским. По моему мнению, лучше и целесообразнее этой конструкции для летательных машин трудно и придумать».

И тем не менее замечательные достижения Можайского были забыты на долгие годы. Даже имя первого русского изобретателя самолета редко упоминалось, когда говорили о первых завоевателях воздуха. Лишь при советской власти была изучена деятельность замечательного русского изобретателя и восстановлена картина его творческого труда.

э. меос

56