Юный техник 1964-04, страница 65

Юный техник 1964-04, страница 65

ПРЕСТУПНИК И ЗЕРНО В ЛОГИЧЕСКОМ КВАДРАТЕ

Ответ на задачу (см. «ЮТ» № 2)

Прежде всего постовой определил, что 1-й машиной с водителем без шапки могла быть только мест ная. Бедь 2-я машина была из Ленинграда (см. условие 14 в задаче), и впереди нее не могли очутиться ни москвич, ни шофер из соседней области, ехавший вслед за москвичом (2), ни горьковчанин, который был в фуражке (3). Итак, 1-я машина местная, а поэтому (12) ее водитель курит «Памир». А что он пил в буфете? Не чай (6), не кофе (7), не кефир (5) и не томатный сок (его покупали вместе с «Севером»), Значит, пиво. А как насчет груза в этой машине? Не кирпич (1), не доски (10) и не ящики (они в соседней машине!). Тогда трубы или... зерно?!

Может быть, нам поможет шофер из 2-й машины. Но кто он? Прежде всего он ленинградец, везущий ящики (13). Он в головном уборе (4), но эго не шляпа (1) и не фуражка (3). Значит, ушанка или кепка. Пусть он в ушанке; тогда он пил не пиво, не кефир (5), не чай (6) и не кофе (7), г то, что осталось, — томатный сок. Вывод неправильный, так как любитель томатного сока покупал «Север», а «ушанка» курит «Дукат». Тогда водитель 2-й машины в кепке и пьет кофе (7). Кстати, он не курит ни «Памира» (12), ни «Дуката» (И), ни «Севера» (8), ни махорки (10) Следовательно, он некурящий, а поэтому (9) трубы могут быть только в 1-й или в 3-й машинах. Теперь, когда о 2-й машине все извест-нс, займемся тремя последними.

Из условия (2) видно, что машина из Горького шла третьей или последней. Допустим, она последняя. Тогда третья — московская и ее водитель (5) любит кефир, а водитель 4-й — из соседней области и пьет чай (6). Если это так, то горьковча

нину достанется сок и «Север», i ir грузом будут не трубы, ящики, доски или кирпич (13, 10, 1), а зерно. По просьбе горьковчанина (на его голове фуражка) «проверяем» груз у москвича и шофера из области: ведь выходит, что у них кирпич и доски (трубы остались у местного водителя). Проверку делаем так:

а) если у москвича доски, то он (10) курит махопку, «Дукат» же попадает вместе с «ушанкой» в 4-ю машину, где рядом с кирпичом уже соседствует «шляпа»;

б) если же кирпич в московской машине, то ее водитель в шляпе, ушанка же — на водителе из области, и он «незаконно» курит махорку, «прилагаемую» к доскам.

Итак, мы ошибочно поместили горьковскую машину в хвост колонны. Ее место 3-е, а москвич следует на 4-м, и поскольку он не пил (5) кефира и (6) чая, является покупателем томатного сока и «Севера».

Горьковчанин же не курит «Дуката» (сн в фуражке) и «Севера», доставшегося москвичу. Его табак — махорка, а груз — доски.

Этот вывод снимает подозрение не только с горьковчанина, но и с водителя 1-й машины (по условию 9 в ней оказываются трубы). Итак, в 1, 2, 3-й машинах соответственно — трубы, ящики и доски. Но москвич из 4-й машины решительно отвергает подозрение, поправляя на голове шляпу, прочно связанную в памяти постового с грузом кирпича: ведь он, как уже известно, курит «Север», а предательский дымок «Дуката» вьется из-под ушанки в последней машине. ...И постовой сворачивает налево — за последней машиной.

Вот что он знает теперь о всех пяти водителях и их грузах:

Местный

Ленинградец

Горьковчанин

Москвич

Из соседней области

Без шапки «Памир» Трубы Пиво

Кепка Не курит Ящики Кофе

Фуражка Махорка Доски Кефир

Шляпа «Север» Кирпич Томатный сок

Ушанка «Дукат» Зерно Чай

63