Юный техник 1965-04, страница 48

Юный техник 1965-04, страница 48

Рис. 6.

Одной из оамых доступных и легко выполнимых конструкций здесь является скелет из мягкой проволоки (рис. в). Чтобы придать фигурке соответствующую форму, проволочную основу обтяните материалом, например, поролоном или губкой. Обклеив ими скелет, подрежьте куклу по форме.

Можно использовать и так называемые чашечные шарниры. Посмотрите на рисунок 6. Резинки, скрепляющие отдельные части фигурки, скрыты внутри. Помимо такого рода соединений, в некоторых сочленениях куклы (в локте, в колене) часто используют трехстворчатый шарнир из дерева или комбинации дерева с металлом. Удобен и шарнир в виде крючка. Он обеспечивает кукле довольно значительный диапазон движения.

Сделать голову куклы — дело не простое. Можно изготовить постоянно действующие элементы головы персонажа, это позволит воспроизводить по фазам то или иное мимическое выражение. Можно рекомендовать несколько способов крепления элементов головы кукольного персонажа. Почему бы не сделать глаза куклы из обыкновенных шариков, которые прижимаются к своим гнездам с внутренней стороны пружинкой с фетровой прокладкой? В отдельных случаях пружинка может быть заменена кусочком обыкновенной губки. Глаза поворачиваются в гнездах с помощью булавки, для чего в шариках надо сделать незаметные углубления. Нижняя челюсть второй куклы туго крепится на оси. Это обеспечивает ей ограниченное движение вверх и вниз. Нижняя губа третьей куклы представляет собой клинышек, вставленный в соответствующий вырез и прижатый с лицевой стороны жестяной пластинкой.

Иногда художник изготовляет ряд сменных фаз отдельных частей головы куклы: рот, глаза, нос и т. д. (рис. 7). Необходимые фазы рта, глаз вырезают из жести или латуни и насаживают на штифт, с помощью которого их укрепляют на голове куклы (для этой цели сверлят специальные отверстия). Латунь обрабатывают по форме, а жесть напаивают до нужной толщины. Последовательно меняя сменные положения рта или глаз при «одушевлении», вы сможете передать различные эмоции персонажа.

Подготавливая персонаж к «одушевлению», подумайте, как вам удобнее крепить куклу. Проще, пожалуй, это сделать с помощью металлических штифтов. Просверлите в ступнях фигурки под углом отверстия, строго соответствующие диаметру штифта. Сам штифт может быть изготовлен из проволоки или гвоздя. При «одушевлении» фигурку плотно пригоните штифтами к деревянному основанию декораций в положении нужной фазы.

Как практически осуществить «одушевление» куклы? Фиксируя каждую фазу движения персонажа, снимайте кадр за кадром весь цикл заданного движения, следя аа драматургическим ходом сцены, количеством отсиятых фаз, передвижением куклы на макете.

Подробнее обо всем этом вы сможете прочитать в книгах:

С. Гинзбург, Рисованный и кукольный фильм, Изд-во «Искусство», 1957. Д. Бабиченко, Искусство мультипликаций. Изд-во «Искусство», 1964.