Юный техник 1965-09, страница 13ffoi fifanfhexHwfa ^UuaiKu j радуга ид экране В. РЛЗНИЦЫН Ученые давно стремятся воспроизвести на электронном экране все богатство красок природы. Еще в 1925 году советсиий инженер И. А. Адамиан предложил один из первых проектов цветной телевизионной системы, в которой разложение и синтез изображения осуществлялись вращающимися дисками с точечными отверстиями. В 1928 году действующую цветную телевизионную установку демонстрировал англичанин Бэрд, а в 1929 — нью-йоркская лаборатория компании «Белл». Однако все они были несовершенны. Сейчас в ряде стран, в том числе и в Советском Союзе, разрабатывается одновременная телевизионная система. В ней отдельно передается яркостный сигнал, который сам по себе создает на эиранах приемников черно-белое изображение. Особым образом сформированные цветовые сигналы «опрашивают» его. Если яркостный сигнал подвести и управляющему элеитроду черно-белой трубни, на экране возникает обычное изображение. Цветной иинескоп, пожалуй, одно из самых сложных современных электровакуумных устройств. Он содержит три электронные пушки, металличесиую теневую маску и сложный мелноструктурный трехрастровый экран из точек-люминофоров, светящихся красным, синим и зеленым цветом. На смешении этих цветов и основано воспроизведение цветовой гаммы. Электронные пушки в кинескопе расположены симметрично в горловине трубки. Оси бомбардирующих электронных пучков пересекаются в плоскости теневой маски и затем снова расходятся. Каждый из трех пучков бомбардирует точни тольио «своего» цвета. Развертка осуществляется одной отклоняющей системой, как в обычном кинесиопе. В металлической мелкоструктурной масне-сетне с размером эирана по диагонали около 50 см — 300 тыс. отверстий, а число элементов-люминофоров достигает 900 тыс. Трубка тщательно защищена металличесним эираном от влияния всех внешних магнитных полей, в том числе и от магнитного поля Земли. Чтобы уменьшить ширину передаваемой полосы частот (иначе сильно усложняются приемные устройства), ученые применили методы, аналогичные уплотнению многоканальной телефонной связи на поднесущих частотах. «Зеленое» и «красное» изображения занимают спектр примерно от 25 гц до 5 Мгц, а «синее» — 1—1,5 Мгц. а*а<кл кине<коп 27 мая 1965 года журналисты присутствовали на одной из первых передач цветного телевизионного изображения через советский космический спутнии связи «Молния-1». В студии Мосиовсного телецентра один над другим были установлены два цветных экрана. На нижний про->к-ьдн грамма передавалась прямо из сту-jkp^h дни, на верхний — через космос. Советский спутнии связи «Молния-1» — активный ретранслятор. На нем установлены чувствительные приемник и передатчик. Сигналы, принятые спутнииом из телецентра, усиливались и с помощью передатчииа посылались на Землю. В пункте приема, расположенном примерно в полутора тысячах километров от Москвы, они вновь усиливались, «очищались» от помех и по радиорелейной линии поступали в Москву. Путь далеиий — около 80 тыс. им! Но оба изображения почти одинаиовы. Правда, при смене кадров или быстрых движениях людей на экране заметно, как изображение, несмотря на высокую скорость радиоволн, распространяющихся со скоростью света, запаздывает примерно на 0,3 сек. Трехлучевой цветной кинескоп. |