Юный техник 1965-09, страница 4

Юный техник 1965-09, страница 4

Л Сломался, проклятый, в том самом месте!

/У Туполева был удивительный талант мгновенно оценивать каждую деталь в отдельности и всю конструкцию в целом гтакого сложного и капризного сооружения, как современный самолет. Профессор Г. X. Озеров рассказывает такой характерный эпизод. В 1926 году в Севастополе он производил испытания первого нашего торпедоносного катера, построенного по проекту Туполева. При испытаниях катера получился скандал: катер недодавал против запроектированной скорости около 15 км час. Дали тревожную телеграмму Туполеву.

Андрей Николаевич .явился на место, осмотрел катер и распорядился снять винт. Когда это сделали, он взял молоток, поколотил винтовую поверхность и, оценив на глаз результаты несложной операции, велел поставить винт на место.

Катер не только наверстал недо-стававшие километры, но и дал еще «лишних» 10 км в час. После испытаний торпедоносцы пошли в серийное производство.

Откуда же берется столь поразительное чутье у великих мастеров своего дела)

Вот скупые сведения биографий Туполева, в них, возможно, и найдете ответ.

Отец Андрея Николаевича занимался сельским хозяйством на небольшом участке земли в селе Пустомазове Тверской губернии. Как и все крестьянские дети, будущий конструктор, осенью утопая в грязи, зимой увязая в сугробах, ходил в сельскую школу за три километра от дома. Потом мальчика отправили учиться в Тверскую гимназию. В ней перед революцией 1905 года были открыты классы ручного труда, и юный Туполев прошел тут нужнейшую ему в будущем школу глазомера, чуткости пальцев, оценки материала. А в то же время

в физическом кабинете, у прекрасного учителя Н. Ф. Платонова, он постигал законы природы, увлекался астрономией и, заглядывая в небо, не терял из виду земную механику: строил необычные игрушки, модели машин...

В 1908 году Туполев поступил в Высшее техническое училище в Москве, вошел в организовавшийся там воздухоплавательный кружок и стал учеником Николая Егоровича Жуковского. Будущие инженеры решили строить самолет. Но Н. Е. Жуковский предложил сначала создать аэродинамическую трубу и в ней изучить поведение самолета. Авторитет Жуковского был огромен, молодые люди считали счастьем учиться у него.

А. Н. Туполев вспоминает:

«Когда Николай Егорович сказал мне: «А знаете, Туполев, трубы надо строить, не возьметесь ли за это дело)» — я сразу согласился. У меня не возникло даже никаких колебаний. Это было так естественно и просто, что, не задумываясь ни одной минуты, я стал строить аэродинамические трубы, а ведь тогда никто путем не знал, как их надо строить».

Прошли годы, и Туполев возглавил опытное самолетостроение в созданном Н. Е. Жуковским Центральном аэрогидродинамическом институте, теперь — ЦАГИ. Но Туполев не сразу начал строить самолеты^ как можно было бы ждать от нетерпеливой юности. Он решил сделать аэросани, чувствуя в этом сооружении бескрылый фюзеляж самолета, видя в этой работе практическую подготовку к постройке первого своего летательного аппарата.

Отсюда начинаются опыт, знания, широкий кругозор и легендарное мастерство прославленного авиаконструктора.

Лев ГУМИЛЕВ С КИЙ