Юный техник 1965-12, страница 9

Юный техник 1965-12, страница 9

*

Наоборот, длительные наблюдения утомляют нервную систему, делают глаз менее восприимчивым. А фотопленки, хотя и уступают в чувствительности, никогда не «устают». Это их свойство и было использовано астрономами. Многочасовые экспозиции участков звездного неба помогли ученым открыть многие светила. Считалось, например, что внегалактические туманности состоят из пыли и газа, до тех пор, пока в 1924 году американский астроном Э. Хоббл не сфотографировал их. Оказалось, что это скопление звезд — галактики, подобные нашей. На снимке туманности Андромеды (стр. 9) хорошо различимы отдельные звезды.

Фотография не только изменила количественное представление ученых о вселенной. Она помогает познавать ее химический состав. Одна из эффективнейших областей астрономических исследований — фотографирование звездных спектров. Производится оно, как правило, на черно-белых материалах. Это, впрочем, не мешает исследователям. Ведь тот или иной цвет — это световая волна определенной длины (от 700 миллионных долей миллиметра при темно-красных оттенках до 400 миллионных долен — при фиолетовых). Ученым достаточно знать, к какой именно длине волны чувствительны пластинки, чтобы безошибочно отнести линии почернений к той или иной части спектра. А в последнее время с развитием многослойных цветофотографических материалов получило распространение и собственно цветное фотографирование звезд.

Развитие космоплавания обострило интерес ученых к метеорам. Как известно, они представляют серьезную опасность для космических кораблей. Расчет же траектории движения метеоров всегда вызывал большие трудности. Пршибрамский метеор, пожалуй, единственный, орбита которого точно установлена. И только благодаря тому, чго след космического пришельца был случайно зафиксирован фотографическими камерами. Вот почему в прошлом году Астрономический институт чехословацкой Академии наук основал 15 станций, оснащенных специальной фотоаппаратурой. Предполагают, что в течение двух лет они дадут возможность заснять падение вдруг мелькнувшего метеора, подобно тому как это случайно удалось в Пршибраме.

Но у фотографии есть и вполне земные дела. Она предоставляет ученому подчас единственную возможность получить информацию об исследуемом объекте. Вот, например, эта «корона» (фото на стр. 8) принадле-