Юный техник 1966-08, страница 33

Юный техник 1966-08, страница 33
ФАБРИКА ЗЕРНА НА КОЛЕСАХ

И. ИСНРОВ, инженер Рис. В. СНУМПЗ

Под зерновые культуры в нашей стране заняты миллионы гектаров. А убрать урожай нужно быстро — за 10—12 дней. Иначе неизбежны большие потери. Судьбу урожая решает уборка. И значит, комбайны!

Существует два способа уборки — раздельный и прямой. При раздельном хлеба, достигшие спелости, скашивают жаткой, навешенной на комбайн. Жатки равномерно укладывают на колючую стерню валки (рядки) скошенных стеблей, и поэтому они называются рядковыми (валковыми). Стебли в валках, поддерживаемые стерней, обдуваются ветром, прогреваются солнышком, просыхают и дозревают. После этого вдоль валков вновь идет комбайн с механизмом-подборщиком, который поднимает стебли с земли и направляет их в. молотилку.

При прямом способе уборки ждут, пока хлеб полностью созреет на корню. Уборку начинают намного позже, чем при раздельном способе, а комбайн одновременно и скашивает и обмолачивает хлеб.

Получается, что при раздельном комбайнировании машина дважды проходит по одному и тому же полю. Возникает законный вопрос: имеет ли смысл гонять комбайн «лишний» раз?

Дело в том, что жатка и молотилка комбайна в большинстве случаев не могут работать вместе одинаково хорошо. Жатка всегда справляется с работой, она почти одинаково успешно косит любой хлеб — сухой, влажный, засоренный. Молотилка же хорошо обмолачивает лишь полностью сухой хлеб. А если в нее подают влажные или засоренные стебли, то она работает с перебоями, снижается ее производительность, возникают потери зерна. Да еще потом, после комбайна, зерно приходится подсушивать.

Поэтому и возникла идея раздельной уборки. А прямое комбайнирование применяют в тех случаях, когда стебли низкорослые, растут редко. Такие стебли, скошенные жаткой, не держатся на стерне, а проваливаются на землю, вследствие чего плохо просыхают, и подобрать их с земли трудно, иногда совсем невозможно.

Может также случиться, что высокорослый и нормальной густоты хлеб по каким-либо причинам не успели скосить и он полностью созрел. Тогда его тоже убирают прямым способом.

Так или иначе комбайн призван выполнять несколько операций: срезать стебли, отделять зерно от колоса, очищать его от примесей, собирать в зер-носборник — бункер, а солому — в копнитель. Заметим сразу, что зерно из бункера на ходу перегружают в автомашины, а солому из копнителя за 3—4 сек. выгружают в поле аккуратными копнами.

Как видите, комбайн — это фабрика зерна на колесах, самоходный цех обмолота, очистки, сортировки. К нему вполне подходит определение «подвижное в подвижном» — помните, так называл капитан Немо свой «Наутилус». Впрочем, современный комбайн какую-нибудь сотню лет назад тоже вполне мог украсить страницы научно-фантастической книги.

Посмотрите на комбайн СК-4, выпускаемый заводом «Ростсельмаш». Название расшифровывается так: самоходный комбайн с производительностью молотилки 4 кг хлебной массы за одну секунду.

Впереди навешена жатка. Хорошо видны длинные лопасти мотовила — оно напоминает гребное колесо старинного парохода. Может быть, именно из-за этого внешнего сходства комбайн окрестили «кораблем полей». Планки мотовила подводят стебли к режущему аппарату, укладывают их после среза на транспортер или на два бесконечных винта — шнека, очищают режущий аппарат от скапливающихся на нем стеблей. Вращается мотовило со скоростью 15—52 оборота в минуту в зависимости от скорости комбайна (регулировать ее можно на ходу при помощи вариатора).

Режущий аппарат жатки работает по принципу ножниц, но больше всего он похож на машинку для стрижки волос. К длинному металлическому

31