Юный техник 1968-04, страница 4

Юный техник 1968-04, страница 4

Воздух. Человек среднего веса за сутки использует 350—700 л живительного 02 (0,5—1 кг).

Земная атмосфера, как известно, состоит из смеси: 78% азота, 21% кислорода и ничтожных примесей других газов, в том числе и вредного углекислого. Его немного — 0,03%. Хорошо бы это сохранить и в космической кабине. Да, еще: давление — в 1 атмосферу, относительную влажность — 30%, температуру — плюс 20°С.

Еда. О ней мы вспоминаем несколько раз в день. Подсчитано, что в среднем человеку ежедневно нужно 100 г белка, 80 г жиров, 420 г углеводов (в расчете на сухое вещество). Здесь же упомянем о воде — 2—5 кг в сутки. Из них почти половина идет на гигиенические цели.

Из этих земных норм исходят создатели систем жизнеобеспечения на космических кораблях.

Суточное потребление на «Востоке» составляло: кислород — 480— 530 л (сравните!), вода — 2,2 кг, пища — 120 г белка, 85 г жиров, 300 г

углеводов. Сначала питательные вещества содержались в пюреобраз-ных консервах, затем от полета к полету их заменяли натуральными продуктами. Они представлены на выставке: небольшие прямоугольники с надписями: «Завтрак 1», «Завтрак 2», «Обед», «Ужин». Баки с яркими наклейками: «Языки говяжьи», «Телятина», «Карбонат».

Назовем еще некоторые цифры, которые расскажут об условиях жизни в корабле первого космонавта: давление — 750 мм ртутного столба; температура — плюс 19— 20° С; влажность — 62—69%; концентрация углекислого газа — 0,4—0,6%; концентрация кислорода — 21—22%. Он хранился в химически связанном состоянии, в виде надперекисей щелочных металлов (например, К02, Na02). Они поглощали влагу, появляющуюся в кабине, и отдавали кислород. Щелочь, которая возникала при этой реакции, забирала углекислый газ.

Мы не сказали еще об одном важном условии, которое необходимо соблюсти в космосе для сохранения жизни, — о радиационной защите. На Земле космические излучения не грозят живому — его защищают атмосфера и отчасти магнитное поле планеты. Но там, в космосе, не поможет ни то, ни другое. Нужен другой щит. И он создан. На всякий «пожарный» случай у космонавтов имеются и специальные медикаменты, предотвращающие лучевые поражения. Но использовать их пока не было нужды.

Больше других подвергался облучению в космосе В. Быковский. За 119 часов полета он получил 80 миллирад (1 рад — это физическая доза любого ионизирующего излучения, при действии которого в 1 г вещества или в одном его кубическом сантиметре поглощается энергия 100 зрг).