Юный техник 1968-10, страница 21

Юный техник 1968-10, страница 21

сантиметров в диаметре. Порой они падают не только вниз Мощные восходящие потони вс здуха таг: свойственные грозовым облакам за-1-эасыВс'ют их высоко вверх. Один американский самолет на высоте 10 тыс м чуть не был сб» г «шрапнелью> из гпадин диаметром около 5 см, когда он погал в такой «восходящий грац».

Может быть поможет локатор? Увы. лед плохо отражает радиоволны, раз в шесть хуже чем года. Увидеть град очень и очень непросто не хватает чувствительности приемников. Но есть одно об стоятельство, которое помогает сравнительно просто отличить град от дождя причем изображение дождя просто исчезает с экранов лона тора Этс обстоятельство — форма капель и градин. Капли, за исключением очень крупных, — это шарики, а градчны — весьма оснсвательно сплюснутые тела, гак называемые эллипсоиды

И вот оказывается, что радисты >меют создавать радиоволну та кого вида, что от правильной, круглой капли она не отражается а от эллипсоида градины отразится

Ну, а гро^ы? Неужели для наблюдения за ними чет никаких путей? Ведь первый в мире радиоприемник Александса Степановича Попова был предназначен именно для приема сигналов естественных радиопередатчиков — молний. Это и понятно: никаких других передатчиков тогда просто не было. Правда, у «грозоотметчика» как назвал Попов свой приемник, был один существенный недостаток: он не мог определить, откуда пришел сигнал, где ударила молния.

Эту задачу решили через полвека сотрудники Института земного магнетизма и р?диотехники Академии наук СССР. Но прежде всего им пришлось выяснить какие волны лучше всего подходят для приема сигналов от молний Оказалось, что "учшие результаты полу чаются, если приемник настроить на волну 40 тыс. м. Это чрезвычай но длинные радяоволны Они в 20 раз длиннее самых длинных волн, на которых работают обычные радиовещательные станции. Но зато эти волны почти не затухают, и сигналы молний оказываются слышны за сотни и тысячи километров.

В 1953 году была создана европейская сеть станций для наблюдения за грозами а .в 1957 — дальневосточная сеть. Впиочем это внушительное слово — сеть — относится лишь к четырем-пяти станциям. Их оказывается вполне достаточно, чтобы охвати~ь наблюдением площадь в 20—30 млн кв. км!

Десять-пятнадцать минут на наблюдение и тридцать-сорок на обработку и передачу данных — вот как немного времени нужно чтобы в любое ьремя днем и ночью уточнить данные метеорологов.

МОЛНИЯ-СПАСИТЕЛЬНИЦА

Ком^ еще нужны молнии? Оказывается, самим радистам. Любой локатор, гослав свои импульсы на разведку, узнает расстояние до обнаруженной цели с помощью деления и умножения разделин пополам время прошедшее от ухода разведчика в поиск до его возьрашения. а потом умножив частное на скорость света, скорость распространения электромагнитных волн. Но скорость света лишь I популярных с татьях равна точно 300 тыс. км/сек На нее очень существенно влияет погода, в особенности влажность воздуха, а также состояние ионосферы — того самого зеркала, которое отражает короткие волны Изменения эти, правда, не так уж зелики, но ошибка возникающая от этого, все таки беспокоит локаторщиков.

Молния способна рассказать о том, насколько изменилась скорость света. Всплеск электромагнитных волн обвазовавшийся во время молнии, приходит к антенне приемника «мо.-ниеулавливающей» стан ции, немного измениь сьою «физиономию». Каким будет изменение — зависит от скорости, с которой в эту минуту распространяются волны

2*

19