Юный техник 1969-07, страница 33Потом реставратор обратит внимание на след крыши крыльца на фасаде. И снова начнет изучать. Когда было построено крыльцо? В XVII веке или позднее? Он исследует отверстия в стене, оставшиеся от крепления крыши, и скажет — отверстия не выбиты: нет следов инструмента, а оставлены в стене специально. Раз они оставлены при стройке — значит и крыльцо было уже в первоначальном плане памятника. А какими же были окна второго этажа и верх собора? Сейчас вместо окон дыры. Но раз на первом этаже сохранился богатый декор, значит был декор и на втором этаже. Какой же? К счастью, время оставило одно окно с декором на втором этаже. Вот оно, красивое окно колокольни. Но были ли окна >в соборе и на колокольне одинаковыми? Это могло быть лишь в том случае, если колокольня и собор строились одновременно. А так ли это? Анализ кладки показывает: да, камни колокольни и собора одинакового размера, одной и той же формы, и материал сходный. Правда, между собором и колокольней — шов. Но такие швы делались для того, чтобы предохранить здание от разрушения при различной осадке колокольни и собора. Значит, одновременно. Значит, окно колокольни может быть эталоном. В этом убеждает и то, что проемы окон и в колокольне и в соборе выложены из кирпича. Теперь — верх. Каким он был? Реставратор строит гипотезу. На основе знакомства с близлежащими памятниками решает, что собор завершался барабаном с окнами и пятью главами, крытыми деревянным лемехом. Сама крыша собора тоже была деревянной. Так ли это — покажет реставрация. Ошевенский монастырь будут восстанавливать студенты — комсомольцы из Москвы под руководством кандидата архитектуры Г. В. Алферовой. Тогда дойдет очередь и до навала камней у северного фасада. Каждый камень изучат, пронумеруют и из этих обломков тщательно соберут верх. Сначала — на земле, потом перенесут на крышу. Это кропотливая работа — попробуйте найти и сложить вместе десятки тысяч обломков камня! Но только так реставратор докажет, что он прав: эскиз реставрации повторяет памятник прошлого. |