Юный техник 1969-07, страница 38

Юный техник 1969-07, страница 38

Б. М. Кустодиев. Портрет П. Капицы и Н. Семенова.

Вера ДОРОФЕЕВА, Виль ДОРОФЕЕВ

Главы из документальной повести

...На дне сосуда покоился небольшой желтый кусочек фосфора. Воздух из сосуда тщательно выкачивался. Сосуд должен был нагреваться, и при разных температурах в нем должны были возникнуть разные концентрации паров. Кислород предполагалось впускать тоже под различным давлением, которое измерялось бы чувствительнейшим ртутным манометром. А чтобы пары фосфора и продукты реакции не портили манометр, между ним и сосудом поставили ловушку, охлаждаемую жидким воздухом. Казалось, этот эксперимент продуман в мелочах и оставалось лишь ждать результатов. Но их-то и не было. Точнее, они были, но совсем обратные ожидаемым.

Ученые предполагали, что при низком давлении кислорода, измеряемого в стотысячных долях атмосферы, возбужденные молекулы фосфора вступают в реакцию реже, чем при нормальном давлении. Излучение света должно было возрастать. Но... при вышеописанных условиях пары фосфора не вступали в реакцию с кислородом и свечения не было. Когда Харитон и Вальта рассказали о первых опытах Николаю Николаевичу, он долго молчал, собираясь с мыслями, хотя обычно быстро высказывал собеседнику не одно, а несколько предположений. Здесь же Семенов только заметил: «Похоже на фокус...» — и пошел в лабораторию, чтобы лично посмотреть опыт.

(Окончание. Начало см. в № 6)

И было чему удивляться. Ведь химики издавна знали, что молекулы фосфора в любых условиях необычайно быстро соединяются с молекулами кислорода, образуя пятиокись фосфора. Это была почти аксиома, 'незыблемая и точная, но только «почти».

На опыт, ниспровергающий установившееся правило, стоило посмотреть!..

Реакция не шла. И вдруг Вальта выяснила, что это продолжается до тех пор, пока давление кислорода мало, то есть меньше какого-то критического уровня. Стоило впустить в сосуд дополнительную порцию кислорода — выше нормы, — как все шло по привычной колее: начиналась реакция, появлялось интенсивное свечение. Но... до тех пор, пока «добавка» не выгорала и количество кислорода не уменьшалось до критической нормы. Здесь опять начиналось нечто непонятное. Ученые пошли на хитрость. Оставили все как есть на двое суток. Реакция не шла. Но стоило повысить давление, добавить чуть-чуть кислорода, как начиналось свечение.

Было от чего задуматься. Ведь такое поведение фосфора опровергало все существующие тогда представления о механизме химических реакций. А тут последовал еще один сюрприз.

Харитон и Вальта попробовали вводить в сосуд, когда там давление кислорода было ниже критической нормы, небольшую добавку аргона. И вопреки всем установившимся законам «ленивец» делал кислород реакционно способным, возника

36