Юный техник 1970-12, страница 19

Юный техник 1970-12, страница 19

В этой выставке принимали участие гончары, трактористы, учителя и 10-летняя Маша Дерябина, приславшая сюда своего льва. Чаще профессия автора помогала ему по-новому увидеть материал, с которым он встречается каждый день. Тульские граверы, например, показали интересные «вертикальные» двустволки (один ствол над другим) с прикладами, украшенными сечкой и инкрустацией. Приклады, о которых можно сказать, что это миниатюры на дереве.

А сколько, оказывается, можно сделать удивительных вещей «из ничего». Ведь чего проще — гвоздь. Металлический стерженек, острый с одного конца и в металлической шляпке с другого. Первый слуга в доме, которым и каблук прибнт и укреплен на двери почтовый ящик. И из этого гвоздя — не из одного, а целого созвездия гвоздей — картина. Да какая! Разъяренный зубр сейчас, кажется, с цепн сорвется и разнесет всякое препятствие на своем пути.

Зубра этого, даже не знаешь, как точнее сказать, «выбил», «прибил» из множества гвоздей и «посадил» на цепь у обожженной стены рабочий из Оренбургской области

А. К. Балтенков.

Яркие коврнки, сделанные из хлопчатобумажных лоскутков, коробочки, сплетенные из кореньев, лукавые, лупоглазые куклы из мочала и лыка. Много работ из льна, соломкн. Мчащиеся тройки лошадей с белыми соломенными гривами, а в розвальнях сидят, закутавшись в соломенные тулупы, замерзшие ездоки. Птицы с распахнутыми крыльями, готовые вот-вот взлететь, куклы в растопыренных соломенных юбочках. А коврик Н. Голь-цевой «Модные прически»— он и вовсе сделан из мешковины. На холсте мешковины толстой пеньковой веревкой вышнты нос, рот, глаза с пушистыми ресницами из воздушных петель. Пряди «волос» закреплены незатейливыми чеканными заколками.

Во всех работах художники не преодолевали со

противления материала, а открывали его «душу».

А вот скульптору из Армении, литейщику С. О. Саа-кяну, действительно приходилось преодолевать сопротивление материала. Но его чеканные и скульптурные работы из бронзы, выполнены с таким виртуозным мастерством, что мысль о сложности или тяжести его работы не приходит на ум. На выставку С. О. Саакян привез не только работы из металла, но и из глины. Художник в равной степени владеет этими различными материалами. Его фигурки из шамота (глины, подкрашенной в сиреневато-серый цвет) пародийны и забавны. Причем здесь еще есть и элементы режиссуры: ведь фигурки надо поставить так, чтобы композиция н сюжет не были бы в противоречии.

...Злой старичок до хрипоты кричит на свою неразумную старуху, а та, отвернувшись от него, лишь ищет минутку, чтоб ввернуть ему свое словцо. Это сценки нз народных сказок «Барнкенташ». Саак Огане-

ЭТОТ КРАСИВЫЙ ГВОЗДЬ

РЕПОРТАЖ

С ВЫСТАВКИ-

КОНКУРСА

ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ДЕКОРАТИВНО-

ПРИКЛАДНОГО

ИСКУССТВА

САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ

ХУДОЖНИКОВ

И МАСТЕРОВ

НАРОДНОГО

ТВОРЧЕСТВА

В одном из залов выставки.