Юный техник 1971-04, страница 28

Юный техник 1971-04, страница 28

таллические включения. Остальное вещество спекается в пламени. В брикетах спекание шло в основном на поверхности, здесь оно происходит по всей массе. Когда тележки доходят до конца ленты и опрокидываются, переходя иа холостую часть, с них падают на транспортер куски вещества, способного выдерживать очень большие давления.

Собственно, это уже не руда, а нечто среднее между рудой и железом, так называемый агломерат. В процессе горения руда частично восстанавливается (горящий уголь отбирает у руды часть кислорода), и в агломерате содержание железа повышается до 60—65%. Домны, работающие на нем, резко повысили производительность и размеры. Теперь их объем перевалил далеко за 1000 куб. м.

Итак, из трех компонентов два уже были «доведены до кондиции». На очереди стояли флюсы. Обжигать доломит и известь бесполезно, прочнее они не станут. Решили флюсы вводить в руду до спекания на аглоленте. В смесь руды и угля добавляют тонко размолотый флюсовый порошок в строго рассчитанных количествах и потом уже все это обжигают. Теперь в шихте не осталось ни одного составляющего, которое мешало бы горению в печи. Поэтому домны резко выросли. В последние годы в Советском Союзе пущены гиганты объемом 2700 куб. м. Заканчивается строительство печи на 3 тыс. куб. м. Вес шихты в ней — около 4 тыс. т. Рядом с ней печи XVIII века выглядят так же, как спичечная коробка на фоне самосвала. Но и это не предел. Уже существуют проекты домен объемом 5 тыс. куб. м. Шихта в них будет весить более 7 тыс. т!!!

Пожалуй, и агломерат не выдержит такую нагрузку. Впрочем, эти домны будут «питаться» не агломератом. Ему появилась замена — окатыши.

Агломерат имеет два недостатка. Его куски неправильной формы, с острыми тонкими гранями, содержат 35—40% неметаллических включений. Вот и представьте, сколько пустой породы плавится зря? Острые выступы в печи обламываются, крошатся, засоряют шихту или уносятся газами в атмосферу. Доменщики давно мечтали о руде шарообразной формы, которая лучше всего выдерживала бы нагрузку. Да еще чтобы шарики можно было делать одинаковые, строго определенных размеров.

С 1955 года окатыши завоевали всемирное признание. В СССР в домны вместе с коксом загружают сероватые твердые шарики размером с пинг-понговые. В 1970 году мировое производство окатышей достигло уже 100 млн. т.

Само название показывает, что их скатывают, слепляют вращением, подобно тому как лепят снежную бабу. И так же

как снежную бабу можно лепить только из сырого липкого снега, так и для получения окатышей в руду вводят клейкое связующее вещество — бентонит. Руда и уголь, размолотые в порошок и смешанные с бентонитом, поступают в грануляторы — агрегаты, которые вращаются и заставляют комочки слипаться. За границей грануляторы барабанного типа, у. нас в стране применяется более производительная конструкция — в виде плоских чаш. Чаши вращаются, и кусочки шихты, слепляясь, катаются по вращающейся поверхности, увеличиваясь в объеме. Скорость вращения подбирают так, что окатыши, достигнув определенного диаметра, сами переваливаются через борт в приемный бункер. Затем их отправляют на аглоленту и обжигают обычным способом. За рубежом вводят флюсы отдельно, на советских металлургических комбинатах флюсы добавляют в шихту при изготовлении окатышей. Так гораздо удобнее Окатыши избавлены от недостатков, присущих агломерату. Они содержат до 80% железа, их можно загружать в любую, даже сверхгигантскую, домну.

По существу, окатыши — это уже не руда, а почти железо. Парадоксальная вещь: доменщики сначала делают железо на аглолентах, потом переплавляют его в чугун, а сталеплавильщикам приходится из чугуна получать обратно железо.

А что же дальше? Кончилось ли на этом «дружеское соревнование»? Разумеется, нет. В доменной шихте остался один «уязвимый» компонент — кокс. Это очень дорогой продукт, потому что для его получения надо строить огромные агрегаты — коксовые батареи, углеподготовительные цехи, смесительные и тушильные башни. А ведь кокс — всего лишь источник тепла, к тому же не особенно удачный. Он занимает много полезного объема, да еще загрязняет чугун вредными примесями. Неужели нельзя заменить его чем-нибудь?

...Идея электродомны завоевывает все больше приверженцев: металл станет дешевле и качественней, да и будет его гораздо больше. Во многих странах проводятся изыскания, строятся опытные и полупромышленные установки. Результаты обнадеживающие.

И возможно, через несколько десятков лет мы уже не увидим на новых металлургических заводах грузных контуров доменных печей, загрязняющих атмосферу дымом и газами. В небо вознесутся стройные легкие колонны установок, из которых непрерывным потоком потечет металл, выплавляемый электричеством.

А. ВАЛЕНТИНОВ

26