Юный техник 1971-04, страница 9

Юный техник 1971-04, страница 9

ного регулятора, как сам этот регулятор — от Уаттовых шаров.

Ведь если бы мы заставляли регулятор искать лампочку, фотоэлемент двигался бы шажками, постепенно. Есть такая игра: один ищет спрятанное, а ему кричат: «Холодно!» или «Горячо!» Тот, кто ищет, поступает как обычный экстремальный регулятор — идет в ту сторону, где «горячо». Но более проницательный искатель учтет не только смысл слова, но и энтузиазм, с которым его кричат, оценит скорость нарастания успеха и предскажет свой будущий путь. ЭРБ — регулятор с предсказанием, он использует то, что в математике называют производными величинами.

Я говорю Вильяму Викторовичу, что его регуляторы, наверное, больше похожи на человека по своей внутренней сути, по цели и принципу действия, чем популярные сейчас куклы-роботы с руками, ногами и головой.

— Да, пожалуй, — отвечает изобретатель. — Есть же поговорка: «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше». Насчет рыбы неточно, — спохватывается он, — рыба тоже не ищет, где глубже, иначе все рыбы собрались бы где-нибудь на дне Марианской впадины. Рыба тоже ищет, где ей лучше, у разных пород рыб свои оптимальные глубины, и глубже, чем ей надо, рыба не полезет. На большой глубине для нее свои неприятности: увеличивается давление, мало света и кислорода, мало привычной пищи, попадаются незнакомые враги. — Он улыбается. — С другой стороны, есть такие люди, которые уже ничего не ищут, а только стараются поддерживать свое положение как простые регуляторы.

— Значит, и мозг — экстремальный регулятор?

т — Да, но только очень многомерный. Обычно, если нам попадается задача на экстремум в двух, трех и более измерениях, мы решаем ее на универсальных вычислительных машинах, а как делает это мозг — еще неясно. Ну и конечно, широта и дальность его способности к предсказанию неизмеримо больше.

На практике часто попадаются одномерные задачи, и тогда незачем применять сложную и дорогую вычислительную машину, можно обойтись ЭРБ. Один из них стоит на химическом заводе, где изготовляется хлоргидрат анилина. В химический реактор поступают два компонента реакции. Как известно, одни химические реакции протекают с поглощением тепла, другие — с выделением его, значит, нам надо

добиваться самой высокой или самой низкой температуры в реакторе, а для этого находить оптимальное соотношение компонентов. Ведь если соотношение изменится, часть компонента не будет вступать в реакцию, и температура, например, понизится. Заметьте: она понизится и тогда, когда этого компонента будет в избытке, и тогда, когда его начнет не хватать. Вот условия для применения ЭРБ.

— Но разве нельзя заранее рассчитать соотношение компонентов?

— Конечно, нет. Ведь продукт всегда попадает с примесями, и содержание примесей меняется непредсказуемо.

На автоматизированных сахарных заводах Украины экстремальные регуляторы используются для того, чтобы поддерживать уровень свекловичного сока в выпарных трубках. Невыгодно, если в трубках будет очень мало или очень много сока — уменьшится полезное использование тепла. Измеряя выход пара и перепад температуры на стенках трубок, можно вычислять коэффициент теплопередачи и заставлять экстремальный регулятор делать его возможно большим.

На одном уральском заводе ЭРБ отыскивает и поддерживает оптимальный режим проката металла. Словом, экстремальные регуляторы уже встали на рабочие места.

— И что же дальше? Теперь, через тридцать лет, вы можете наконец сказать, что изобретение закончено?

— Нет, — отвечает профессор, — изобретения вообще редко бывают законченными. Я думаю сейчас о многомерных ЭРБ. Я думаю также о том, что появление экстремальных регуляторов должно породить лавину других изобретений. Ведь в каждой машине есть параметры, которые не поддаются регулированию и даже контролю. Многие регулируются до того, как изготовили машину: например, шаг шнекового питателя в мясорубке был выбран однажды проектировщиком и застыл, а его, наверное, надо изменять. Кривизна линз в киноаппарате — тоже фиксированный параметр. Вероятно, следует пересмотреть принципы конструирования машин вообще, делать машины более гибкими, приспосабливающимися к своей работе. Обычной мясорубкой можно обойтись, а вот в турбине — там обязательно надо предусмотреть оптимизацию тех параметров, которые сегодня застывают в рабочих чертежах.

Словом, работы хватит, — заканчивает Вильям Викторович. — И какой великолепной работы!

7