Юный техник 1971-05, страница 29

Юный техник 1971-05, страница 29

ченных» животных к «необученным», и те сразу же станут «умными».

Американец Макконнел провел опыты с червями. Он научил их сжиматься при вспышке яркого света, чтобы избежать удара 1 электрическим током. За

тем «образованных» червей измельчали и скармливали «необразованным». И последние якобы научились вдвое быстрее реагировать на яркий свет, чем их предшественники.

Другая группа ученых работала с крысами и хомяками. Их обучали брать пищу из кормушки, которая открывалась по звуковому или световому сигналу. По сообщению авторов работы, после введения РНК «обученных» животных «необученным» те «проявляли многозначительную тенденцию по сигналу двигаться к кормушке».

Однако эти опыты не выдерживали проверки, когда их пробовали повторить другие исследователи. У них ничего не получалось. Здесь уместно сказать, что, в общем-то, сомнительно, чтобы непрочная молекула РНК прошла целой и невредимой сквозь желудок, кровь и попала в головной мозг, который слишком хорошо защищен от проникновения гигантских чужеродных молекул. И тем не менее молекулярная теория памяти завоевывает новых сторонников.

Не так давно в научных журналах появилось сообщение о работах доктора Джорджа Ангера из университетского медицинского колледжа в Хьюстоне (США). Доктор Ангер и его сотрудники также пытались отыскать вещество, участвующее в запоминании, фиксации полученной информации в головном мозгу. Однако они подошли к задаче по-иному, нежели их пред

шественники. Ангер исходил из того, что РНК никогда не сможет попасть в головной мозг через желудок. Он предположил, что активатором запоминания скорее всего может быть более простая молекула какого-нибудь другого вещества. Например, белковая цепочка — группа аминокислот.

Сами опыты Ангера не отличались большой оригинальностью. Он почти повторил, то что уже неоднократно проделывали другие исследователи. У крыс вырабатывали чувство ужаса перед темнотой. Как только какая-нибудь из них пыталась спрятаться в темном отделении сооружения из трех ящиков, она получала удар током. Обучение потребовало довольно-таки длительной тренировки. Теперь предстояла задача не из легких: выделить предполагаемое активное вещество. Сначала из головного мозга обученных крыс выделили «сырую» РНК. Затем с помощью гидролиза в кислоте «разорвали» ее гигантские молекулы на части. Получились осколки молекул разной длины, состава и веса. Их профильтровали — так, чтобы оставить в растворе только осколки малого молекулярного веса, то есть с меньшим содержанием аминокислот в цепочке. Полученный фильтрат, где, по мнению исследователей, среди инертных осколков была примесь искомого вещества, разделили на слои, осаждавшиеся в порядке возрастания их молекулярного веса. Теперь задача упростилась: предстояло последовательно испытать воздействие каждого осажденного вещества на головной мозг «необученных» животных.

Дальнейшие опыты показали: в колонке из нескольких десятков слоев

осажденных веществ только один слой оказался активным. Экстрагированное из этого слоя вещество впрыснули «необученной» мыши, и произошло чудо — у нее почти мгновенно выработалось чувство ужаса перед темнотой! А ведь мыши ввели микроскопическую дозу вещества!

Прежде всего активному веществу дали имя. Его назвали «скотофо-бин»—от греческих «ско-тос» — темнота и «фо-бос» — страх. Затем установили его состав. Ско-тофобин оказался цепочкой из 14 аминокислот — основного вещества белков.

По мнению ученого, скотофобин — лишь первое из великого множества «слов химического кода памяти» Ангер так называет эти вещества по аналогии со «словами генетического кода», которые контролируют наследственность. Как воздействуют на клетки вещества химического кода памяти, пока сказать трудно. Но Дж. Ангер твердо убежден, что «...полученные сведения о веществе (скотофобине) значительно улучшат наше понимание механизма обработки и хранения информации в головном мозгу».

Сейчас ученый занят поисками подтверждения своим опытам. Он решил определить последовательность расположения аминокислот в молекуле, чтобы, как говорится, пойти от обратного: синтезировать скотофобин из свободных аминокислот и проверить активность полученного таким образом вещества на «необученных» животных.

В. ТИАЧЕНИО, интенер-химин

(По материалам зарубежной печати)

27