Юный техник 1971-05, страница 28

Юный техник 1971-05, страница 28

В одном из рассказов Карела Чапека детектив пытается выведать у очевидца номер автомобиля, сбившего старуху и скрывшегося в неизвестном направлении. Очевидец — поэт. Он и рад бы помочь. Но как? Номер машины запомнился ему в виде бессмысленных на первый взгляд стихов. Там есть, например, такие слова: «О шея лебедя...» Как расшифровать их, перевести в конкретные знаки? В конце концов удается установить, что «шея лебедя» обозначала обыкновенную двойку.

Каким же образом мозг поэта сумел облечь цифры в столь своеобразную форму?

Ученые уже установили, где в головном мозгу расположены центры движения, зрения, слуха, ярости, страха, удовольствия. Однако мы стоим лишь на пороге понимания сущности происходящих в нем процессов. А память, которая таит в себе огромную притягательную силу, поскольку она лежит в основе всех способностей человека познавать мир, накапливать опыт и использовать его,— для нас пока загадка.

Появление и развитие электронных вычислительных машин привело специалистов к выводу, что наша память напоминает память ЭВМ — цепочки конденсаторов и сопротивлений, триггерные ячейки. Инженеры даже создали элементарную модель нервной клетки головного мозга — перцептрон. Однако аналогия со схемами электротехники и радиоэлектроники всего лишь чистое моделирование, имеющее весьма далекое отношение к подлинному механизму памяти. Да, в головном мозгу действительно имеет место передача электрических импульсов — они распространяются вдоль нерв

ных волокон. Но главный вопрос в том, как все это происходит.

Упрощенно, перемещение импульса вдоль нервного волокна — это цепочка перемежающихся электрохимических реакций. И переход импульса от одного волокна к другому — электрохимическая реакция. И само возбуждение импульса в головном мозгу—тоже, безусловно, результат протекания электрохимической реакции, то есть реакции, сопровождающейся электрическими явлениями. А отсюда напрашивается вывод: память «спрятана» в веществе.

Именно это и подтвердили в свое время работы нейробиолога Хидена (Швеция). Из них следовало, что состав РНК (рибонуклеиновой кислоты) определенных групп нервных клеток головного мозга должен изменяться в зависимости от того, обучают или же нет подопытное животное каким-либо действиям. Если это так, то в новых молекулах РНК могут быть закодированы вновь приобретенные знания. В свою очередь, новая РНК будет программировать строительство белка измененной структуры. И приобретенная информация проявится в новом белке. Возникнет память — новый импульс, проявившийся как результат новой электрохимической реакции на основе нового белка.

Опыты Хидена заложили основы молекулярной теории памяти. Предположение, что память хранится в молекуле, вызвало взрыв экспериментов. Ученые многих стран начали искать вещество памяти. Для проверки идей Хидена многим казалось достаточным всего лишь перенести молекулы новой РНК из мозга «обу-

26