Юный техник 1971-05, страница 34

Юный техник 1971-05, страница 34

«НАРОДНА ТЕХНИКА»

Югославия — очень красивая страна. На ее территории пересекались дороги многих исторических эпох. И, будь я просто туристом, мой блокнот не вместил бы всех впечатлений от множества редчайших памятников культуры римской эпохи, средневековых зодчих, живописцев, ремесленников, мастеров современности.

* * *

Шли последние месяцы второй мировой войны. Грохот артиллерийских снарядов и скрежет наступающих танков сотрясали воздух и землю Белграда. В подвале одного из домов с нетерпением и страхом прислушивались к гулу уличного боя женщины и дети. Едва поутихли визгливые голоса снарядов, парнишка лет четырнадцати взял за руку своего меньшего брата и потащил к выходу. На улице было почти тихо, стоял сильный запах гари. У дверей их дома лежал человек с винтовкой в руках. Мальчики бросились к нему. Это был их отец, он был мертв.

— Ступай скорее домой, все расскажи, — сурово обратился старший брат

к младшему. А сам взял винтовку отца и побежал в сторону удалявшегося боя.

Парнишка этот закончил войну рядом со взрослыми. Окончил военную школу, стал летчиком, а затем и журналистом. Мне довелось встретиться с ним спустя четверть века, в редакции белградского журнала «TEHNICKE NOVINE». Вы знаете этот журнал, ребята, по некоторым публикациям наших друзей — югославских корреспондентов на страницах «ЮТа». Но вот эту историю о мальчике с винтовкой узнала я позже, вернувшись в Москву. А сам Александр Симич, или просто Аца — так зовут его все друзья, — тогда, в Белграде, рассказывал не о себе, а о своей стране, ее победах и трудностях, проблемах близких и дальних, о своих друзьях.

— Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, — сказал он. — Поедемте, посмотрите наши края. А начнем с Ужи-це. Ладно! Там я стал журналистом, первым рассказал в газете о подвиге ужиц-ких оружейников.

Среди квадратов полей и одетых в осенний наряд гор гигантское здание меднопрокатного комбината выглядит очень эффектно. Основной корпус протянулся на сотни метров. Здесь есть свои «улицы», «проспекты», образованные прокатными станами листовой меди, проволоки, труб, которые солнечными реками и ручейками убегают далеко, насколько видит глаз. Здесь нет сутолоки и достаточно тихо — всюду видишь умно рассчитанную технологию процесса. Механизация и автоматизация намного облегчили когда-то тяжелый труд металлиста и сделали этот ТРУД даже изящным и красивым.

32