Юный техник 1971-06, страница 35

Юный техник 1971-06, страница 35

БЕЗОПАСНЫЙ САМОЛЕТ «Я читал книжку «Летчик и самолет». В ней рассказывается, как летчики выбрасываются из неисправного самолета. При этом они могут удариться о хвостовое оперение. И у меня появилась идея. Я предлагаю сделать хвостовое оперение, которое при нажатии на рычаг катапульты отделялось бы от самолета».

Александр Ватин Михайловское Горьковской области

ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ «Предлагаю вниманию ПБ устройства для уборки плодов и окраски зданий, в которых используется сжатый воздух».

Борис Киселев, г. Гори

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Поворотное кресло — катапульта Е. Во-лошенко, раскрутка авиабаллонов перед посадкой И. Шамшина и В. Камаева, двигатель-гибрид Б. Пукаса, о которых ЮТ уже рассказывал, — пример тому, что и в авиационной технике дело для юных изобретателей всегда найдется.

Драматическим моментам жизни летчиков посвящает свое предложение Саша Ватин. Действительно, на сверхзвуковых скоростях мощнейший встречный поток прижимает кресло-катапульту к поверхности фюзеляжа. И если что-то затормозит кресло или выстреливающий заряд ослабнет — беды не миновать. Хвостовое оперение как острейший топор разрубит встречный предмет. Можно ли отделить хвостовое оперение в полете? Можно. При авариях, например, отстреливаются винты вертолетов. Пиропатроны успешно и в мгновение ока разъединяют ступени космических ракет. Поэтому нетрудно отстреливать и хвостовое оперение. Правда, это будет дополнительная мера безопасности. Катапульты достигли сейчас такого совершенства, что обеспечивают спасение летчиков, даже если самолет находится на земле. Они поднимают кресло на высоту нескольких сотен метров. Их мощности достаточно и для преодоления напора воздуха на сверхзвуковых скоростях. И все-таки лишняя гарантия в этом случае будет, пожалуй, совсем не лишней. Поэтому за оригинальную идею Александру Ватину будет выдано наше авторское свидетельство.

Воздух как элемент конструкций только еще пробивает себе дорогу. Надувные трубчатые каркасы павильонов, купола из пленки с поддувалом воспринимаются как нечто экстравагантное, смелое. А то, что на резиновую оболочку — шину — действует порою нагрузка в 10 т и она преспокойно пробегает тысячи км по разбитым дорогам, — об этом часто забывают. А ведь

это прекрасный пример выносливости пневматической конструкции.

Новые области работы сжатого воздуха ищет в своих предложениях Борис Киселев.

Вот приспособление для уборки плодов с деревьев. На платформе вильчатого погрузчика устанавливается своеобразная пружина, изготовленная из эластичного материала. Витки пружины внутри полые. Наверху нечто похожее на большие ухваты. Если подать в спираль воздух, она начнет расти вверх, как бы просматривая всю крону дерева. Плоды будут сбиты струями того же воздуха, вырывающегося из сопл на внутренней поверхности ухватов. Остается только растянуть под деревьями заранее тент.

Тот же принцип пневматической пружины Борис положил в основу другой конструкции. Это надувная колонна для окраски зданий. На наружной поверхности гофрированной трубы установлено несколько головок распылителей. Внутри трубы — надувная спираль. Она поднимает, распрямляет колонну. Для регулировки высоты за верхушку колонны прицеплен трос, пропущенный внутри ее. Вращая барабан, на который он наматывается, получим любую желаемую высоту. Передвигать колонку вдоль стенки Борис предполагает с помощью небольшого электрокара. Совершенно ясно, что приспособление Бориса подкупает нас легкостью и компактностью. Борис прислал нам целый ряд предложений и к каждому из них дал прекрасную многоцветную схему-чертеж. Наиболее оригинальны пневматические пружины для подъемных механизмов, за которые Борису Киселеву будет выдано наше авторское свидетельство. Экспертный совет надеется, что Борис, успешно закончив школу, поступит в вуз. Из него может выйти отличный художник-конструктор. Уметь рисовать — качество и для инженера необходимое. Недаром академик П. Капица говорил, что хороший инженер на 15% должен быть художником.

33