Юный техник 1971-11, страница 13

Юный техник 1971-11, страница 13

ботают по проектам, на которых обязательно стоит разрешающая виза института.

Гаммы для литейных машин созданы и, образно говоря, сыграны. Что за ними? Следующий этап — гаммы автоматических литейных линий, на которых можно будет отливать детали легче пуговицы и многотонные станины. Основой для их создания послужили все те же 17 гамм.

Несколько месяцев назад на московском заводе «Станколит» Государственная комиссия приняла новую автоматическую линию AJI22811. Это. головной образец серии линий, которые будут работать в станкостроении, сельскохозяйственном машиностроении, электротехнической промышленности. 120 форм размером 500X400 мм в час — такова производительность линии на «Станколите», заменяющей целый цех.

Внешне она выглядит обычно — цепочка машин, связанных между собой. Из соседнего цеха подаются готовые формы, из плавильного цеха к линии течет непрерывная река расплавленного металла. Наблюдатель этого не увидит, конечно, — и металл, и формы движутся в закрытых конвейерах. Все согласовано — в форму заливается металл, на следующем этапе он охлаждается, затем отливка выбивается из формы — словом, на входе — формы и металл, на выходе — готовое изделие.

При создании линии AJ122811 особенно ярко проявилось содружество НИИ и завода. Примерно треть узлов ее была улучшена по советам заводских специалистов.

Когда шла отладка линии, за пультом управления сидел один из ее авторов — ведущий инженер. Руководство института считает это знаменательным. Новая линия — прообраз будущих литейных цехов-автоматов. Управлять ими будут с помощью электронных вычислительных машин, на которые поступят множество сведений о ходе всего литейного процесса. Кто сядет у пульта цеха-автомата? Инженер, владеющий новой техникой.

Именно он станет управлять теми цехами-автоматами, которые уже начали строить сейчас. На Купянском заводе такой цех заработает уже в будущем году, на заводе «Ростсельмаш» — несколько позже. Всего же к концу пятилетки появится пять автоматических литеек. Некоторые из них будут давать в год 150 тыс. т отливок, почти в 8 раз больше, чем выпускают сегодня крупнейшие литейные цехи.

Литейщик завтрашнего не будет знать ни пыли, ни грохота старой литейки. Это будет специалист нового профиля, владеющий литейным делом на уровне современных требований. Именно таких специалистов начнут скоро готовить высшие учебные заведения страны.

Рис. В. НАЩЕНИО В. ДРУЯНОВ

В. САВЕЛЬЕВ

Сох/ганеннне годы

Поэт Владимир Савельев живет в Москве на одной из улиц Красной Пресни. Многие свои поэтические строки он посвятил истории революционной Пресни и ее людям сегодняшнего и завтрашнего дня.

Летний день уходит без возврата: улицам свежо на ветерке, и румянец русского заката тонко догорает вдалеке.

И легко пустеют магазины, и огни машин — что светлячки. И слепят стеклянные витрины, как мотоциклетные очки.

Здесь знаком нам каждый переулок. Но, хоть как былое береги, торопливо множатся шаги наших краснопресненских прогулок.

Видишь, в сквере сохраняют годы то накидку канувших времен, то пиджак давно забытой моды, то потертый китель без погон.

То глаза, мигающие часто, то несильно стиснутый кулак... Здесь и рядовые, и начальство отшумевших строек и атак.

Позабыть ли новому о старом! И над бездной чистого листа юностью любуешься недаром, зрелостью гордишься неспроста.

Дряхлость почитаешь не случайно. Здесь мы, друг от друга не таясь. Пресней переполнены, как тайной, постигаем дней взаимосвязь.

Видишь,

там, где громыхало глухо, где звучало «целься!» или «бей!», стройная и смуглая старуха черствым хлебом кормит голубей.

11