Юный техник 1972-02, страница 30

Юный техник 1972-02, страница 30

Но народовольцы знали, что они обречены на поражение, на смерть. И поэтому специальным решением исполнительного комитета отправили Николая Морозова за границу, желая спасти для человечества выдающегося ученого. Морозов иначе решил свою судьбу. Он сделал попытку вернуться в Россию, и был арестован на границе. В его чемодане нашли написанную им и напечатанную в Женеве брошюру «Террористическая борьба». Снова тюрьма. На этот раз навсегда. Ибо он был приговорен к бессрочному, пожизненному заключению. 25 лет отсидел Морозов в одиночной камере сначала Алек-сеевского равелина Петропавловской крепости, затем Шлиссельбурга.

В своих воспоминаниях «Повести моей жизни» Морозов рассказывает о гнетущей атмосфере равелина, о тех методах, которыми царское правительство, испугавшись сразу лишить своих противников жизни, решило убить их медленным образом. Несколько раз был в трех шагах от смерти Николай Морозов. Лечивший его врач однажды написал в своем рапорте правительству: «Номеру десятому осталось жить три дня». Номером десятым был Николай Морозов.

Но у Морозова хватило сил пройти через весь ад страшнейшей из тюрем. Эти силы ему дали ненависть и любовь. Ненависть к угнетателям народа и любовь к науке. Двадцать пять лет длилось заключение Морозова, изменялись условия заключения, но каждый день неизменно сидел узник за своим тюремным столиком и работал. Когда перед ним раскрылись разбитые революцией 1905 года двери тюрьмы, 'он вывез из своей камеры 26 толстых томов научных сочинений. Лишенный общения с учеными, возможности работать в лаборатории, он сумел сделать удивительно много.

В день освобождения он знал 11 языков и написал десятки работ, удививших ученых-современ-ников. И было чему удивляться! На десятки лет вперед смотрел и видел узник одиночки.

Вот несколько удивительных предвидений Николая Морозова.

Во второй половине XIX века, в годы, когда Д. И. Менделеев составил свою знаменитую «Периодическую таблицу», элементы считались вечными, а их атомы — неделимыми. Это было в те годы мнение материалистической науки.

Конечно, и Николай Морозов был материалистом. Но он считал, что элементы, которые ■ нам известны, возникли в результате длительной эволюции материи. «И может быть, рождение элементов продолжается где-нибудь среди туманных скоплений в бездонной глубине небесных пространств...» — писал он.

Атомы имеют сложное строение. Они состоят из пяти более простых частиц. Морозов, конечно, не знал нашей терминологии, она появилась гораздо позже, поэтому он дал частицам свои названия — протоводород, протогелий и небулезий. Они имели атомные веса 1,4 и 2. Кроме того, он считал, что в атом входят и две электрические частицы с положительным и отрицательным зарядами — катодий и анодий. Работая с этими частицами, он предсказал существование изотопов.

Влиянием электрических зарядов объяснял Морозов валентность атомов. Он предсказал и неизвестную в те годы группу инертных газов. Теоретически пришел он к выводу, что должны быть элементы, не входящие ни в какие соединения, обладающие нулевой валентностью. Это было очень смелое предположение: ведь ни одного элемента с такой валентностью в те времена не знали. Даже сам Менделеев, создавший таблицу и предсказавший свойства нескольких в те време

28