Юный техник 1972-06, страница 24

Юный техник 1972-06, страница 24

города были крепостями, где жила знать и где в случае войны спасался мирный люд. Постройка города всегда была искусством, а его защитные системы — сложнейшей инженерной задачей. Например, древний Вавилон имел три защитных стены толщиной до 8 м каждая.

Если вы живете в старом городе — таком, как Москва, Смоленск, Рязань, Псков, — обратите внимание, как поставлен городской кремль. Кремль, или, как говорили раньше, детинец, — основа городских укреплений. На западе он назывался «цитадель». Всегда сперва возникала цитадель как основа будущей крепости или будущего города, и всегда она ставилась в местах, где есть естественные преграды — излучины рек, обрывы оврагов. Московский Кремль защищали Москва-река и Неглинка. Псков использовал реки Великую и Пскову, Брест возник в том месте, где в Западный Буг впадает Мухавец. Место оказалось настолько удачным, что развитие города пошло не по чисто городскому пути — торговому или ремесленному, а по пути создания сильного оборонительного сооружения. Этому, конечно, способствовало пограничное положение Бреста. В то время как города центральной части страны уже потеряли свое оборонительное значение, Брест рос как город-защитник. Уже в XVIII веке немецкий полководец Мориц Саксонский отмечал: «Кто владеет в военное время этой твердынею, тот имеет великие выгоды». А ведь в то время Брест еще не был первоклассной крепостью. Основное строительство развернулось в нем лишь в 1833 году.

История крепостей — это история их «расползания» вширь. Вспомните хотя бы, как строил свои укрепления Робинзон Крузо. Сначала он поставил палатку, потом обнес ее мощным забором, а потом, испугавшись нападения дикарей, проделал титаническую работу и огородил жилье еще одной стеной, укрепив ее землей, остатками канатов и прутьями. Так же росли и настоящие крепости. В старых городах до сих пор сохранились остатки вапов, бывших когда-то укреплениями на подступах к кремлю. А если не сохранились, то наверняка о них напоминают названия — такие, как Земляной вал в Москве.

Два обстоятельства заставляли крепости расширяться. Первое — то, что небольшая крепость не была преградой на пути врага. Он попросту обходил ее стороной. Второе появилось с развитием артиллерии, когда цитадель стала великолепной мишенью для ядер и снарядов. Тогда крепость, чтобы не подпустить пушки близко, выставила на их пути в нескольких километрах от цитадели ряд укреплений. Еще в возводившихся по петровским указам крепостях начали отчетливо вырисовываться зачатки такой принципиально новой крепости, с вынесенными вперед и окружающими ее кольцом сооружениями, приспособленными для самостоятельной обороны — фортами.

Фортовую систему имела и Брестская крепость.

Совершенствовались и все защитные сооружения крепостей. Утолщались стены, строились оборонительные казармы и казематы. Вместо. небольших башен начали сооружаться громады бастионов.

Река Буг и ее приток Мухавец позволили разделить Брестскую крепость на три самостоятельных укрепления: Кобринское, с пятью бастионами, имевшими еще внутренние защищенные укрепления — редюиты; Волынское, с тремя такими же бастионами, и Тереспольское, с четырьмя земляными люнетами — сооружениями для наблюдения за противником и ведения боя.

В 1848 году Брест, первоклассная русская крепость, построенная по последнему слову фортификации, вступила в строй, что было отмечено торжественным подъемом флага.

22