Юный техник 1973-06, страница 65

Юный техник 1973-06, страница 65

са подростки более или менее хорошо представляют себе те рабочие профессии, по которым мы ведем обучение в нашем учебном цехе.

Достаточно ли широк выбор! По-моему, да. Судите сами: токарь, станочник широкого профиля, слесарь (сборщик, инструментальщик или ремонтник), электрик, радиомонтажник, шофер, столяр-модельщик, чертежник.

А завуч Жённа Сергеевна Дьяченко говорит о такой любопытной детали:

— Случается, пройдет немного времени, и школьник начинает понимать, что выбор он сделал все-таки неверно. Что ж, мы даем возможность изменить профиль обучения, если есть веские аргументы. Надо отстоять свое решение перед начальником цеха. Честно говоря, меня такие «измены» не огорчают. Хорошо, что «нащупывание» происходит во время учебы, а не в трудовой жизни...

Ежегодно учебный цех выпускает около тысячи человек. Почти 70% выпускников получают квалификационный разряд — чаще всего первый, второй, но иногда и третий.

А ДАЛЬШЕ!..

А дальше, оказывается, почти две трети выпускников идут работать на промышленные предприятия — работать по той специальности, которая пришлась им по душе в учебном цехе. Из этого числа половина идет прямо на ХТЗ. Так что завод, так много делающий для школьников, получает отдачу — очень нужны ему специалисты.

Выпускники учебного цеха быстро овладевают смежными профессиями, что так важно в современном производстве. Понятно, почему им это удается, — ведь политехнический фундамент уже заложен.

И возможность быстрого роста

появляется. Вот характерный пример. Пришел парень на завод с квалификационным удостоверением, которое выдал ему учебный цех: «токарь третьего разряда». Его направили на инструментальный участок отдела главного технолога. Там универсальные сборные приспособления изготавливают. Дали новичку сначала чертеж приспособления. Молодой токарь свободно его прочитал и услышал реплику одного из кадровых рабочих (они с интересом наблюдали за тем, что получится): «Грамотный токарь». Это высокая похвала. Потом юноше предложили выполнить работу в металле — он подтвердил свой разряд. А всего через месяц ему присвоили четвертый...

% * *

Наступит осень, и выяснится, какие жизненные пути определили для себя ребята. Но в любом случае очевидно, что те 400 часов, которые они провели здесь, в учебном цехе, даром не пропали и не пропадут. Они получили первый рабочий опыт, так сказать, заблаговременно. Уверена, что они не будут метаться по жизни растерянно, ища «романтических» профессий и шарахаясь по простому незнанию от «черных».

— Вы обратили внимание на то, что у нас везде стеклянные двери! — говорит Павел Андреевич. — Это не для красоты. Мы так решили: ребята, которые к нам приходят, должны все видеть, что делается на разных участках, в разных лабораториях, в учебных кабинетах. Иногда что-то увиденное будто бы случайно может вызвать интерес, который будет крепнуть, станет жизненным призванием.

Да, верно, соглашаюсь я. Надо как можно больше видеть, выбирая свой путь. Надо, чтобы ничто не заслоняло. Пусть будет далеко видно на перекрестке дорог.

Т. ЯКОВЛЕВА, наш спец. корр.

61