Юный техник 1973-07, страница 7

Юный техник 1973-07, страница 7

Произошло вот что. Пранас обтачивал спираль, замерил деталь микрометром и обнаружил: делительная головка, управляющая подачей фрезы, немного врет. Было от чего заволноваться. Выходило, что нужной точности на этом станке не добиться.

Вот ведь какие подстерегали неожиданности!

Но, смотрю, уже Пранас совещается о чем-то с инструктором. Потом лезет в портфель, достает индикатор, припасенный, видимо, и на такой случай. Прилаживает прибор к станку — ас ним можно обойтись и без неисправной делительной головки. Снова гудит мотор.

...Ложатся на стол жюри детали. Одна на одну —■ растет стопка. Если приглядеться внимательней, она должна быть обработана по единому контуру, а на просвет зиять Г-образным отверстием. Смотрю. Темно. Кто-то, значит, не справился с волнением, растерялся, не так просверлил.

Победител i чествовали на вечере трудовой славы.

Приглядываясь к нему, а позже разговаривая с ним, пытался определить, что же помогло ему стать первым.

Железные нервы! Но когда председатель жюри объявил: «Первое место и приз ЦК ВЛКСМ присуждается Анатолию Каменскому...» и тот вышел на сцену — не только походка, лицо, руки выдавали его сильное волнение.

Подготовленность именно к этой работе! (Надо оговориться, что чертеж похожей детали высылался участникам предварительно.) Нет, чертеж Анатолий по досадной случайности не получил.

— А приводилось делать тебе что-нибудь подобное! — спросил я при встрече.

Анатолий — фрезеровщик-универсал. И приходится ему изготавливать самые различные контролирующие приспособления для своего завода — знаменитого Ленинградского завода турбинных лопаток. Но такой детали — да и неудивительно, не по профилю — заводу никогда не требовалось.

Есть в его немноголетней рабочей биографии немало фактов, которые могли бы послужить прочными кирпичиками фундамента сегодняшней победы. И то, что у него высокий разряд -г- пятый. И то, что он овладел смежной профессией строгальщика. И наконец, то, что он рационализатор, активный участник движения НТТМ. Но хочу я рассказать о другом.

Ушел из цеха мастер. Кого назначить, хотя бы временно! Выбор лал на Анатолия. С работой, мол, справится — грамотный (он уже учился в ту пору в институте), и с людьми не учить обходиться — есть опыт комсомольской работы.

Анатолий действительно справлялся с порученным делом. Но потом пришел сложный заказ, и его снова попросили встать к станку. Мастера к тому времени подыскали, а заказ выполнить было некому.

Вот ведь как получается: порой мастера по должности найти легче, чем просто мастера своего дела.

И к делу своему Анатолий шел сложным, кружным путем. И в медицинский институт поступал, и в лесотехническом учился, сейчас учится на втором курсе технического института при заводе.

— Кончишь институт, — спрашиваю, — кем будешь!

— А я, знаешь, еще об этом не думал. Мне моя работа нравится, а институт помогает.

Так вместе со знаниями крепнет и любовь к своему делу.

Б. ЧЕРЕМИСИНОВ

г. Тирасполь фото И. СМЫСЛОВА

5