Юный техник 1973-11, страница 12

Юный техник 1973-11, страница 12

за примулой, но стала понятна причина ее пышного цветения. Ультразвуковые колебания — а они возникают в земных недрах задолго до бедствия — подгоняют движение питательных веществ в корнях и стеблях цветка («ЮТ» писал об этом открытии в Ле 6, 1972).

Есть и другие явления, предшествующие землетрясениям. Но универсальных предвестников землетрясения не было.

В 1965 году ученые, изучавшие состав минеральной воды из почти двухкилометровых глубин под Ташкентом, заметили, что в ней медленно, но неуклонно растет содержание радона — радиоактивного газа, образующегося из радия. Это наблюдение заинтересовало геофизиков. Они предположили, что изменение химического состава воды может быть связано с процессами внутри земли, и подключились к наблюдениям. К середине года радона было уже вдвое больше нормы, а 20 апреля 1966 года его концентрация достигла максимума. Через пять дней 8-балльным толчком началось печально знаменитое ташкентское землетрясение.

Любые факты, способные хоть как-то помочь прогнозу землетрясений, тщательно изучаются учеными. Неудивительно, что ученые Ташкента и Москвы усиленно начали искать связь между изменением состава вод и состоянием земных недр.

Вода есть в любом грунте. Пропитывая породы, она на своем пути растворяет различные химические элементы, находящиеся в них. Но в любой породе есть мелкие поры, заполненные газами. Вода в них не проникает, слишком они малы. Значит, если бы газ вышел из пор и вода попала бы в них, изменился бы и ее состав.

Мы уже говорили, что перед землетрясением в земле нарастают внутренние напряжения.

Это приводит прежде всего к растяжению пород, к разрушению многих пор, к образованию трещин. А значит, увеличивается площадь породы, омываемой водой. Она будет растворять вещества, недоступные ей раньше.

Кроме того, в земле начинают нарастать колебания, в том числе и ультразвуковые. Ультразвук выделяет из пород радон, торон, уран, углерод, гелий и многие другие элементы. Естественно, это влияет на химический состав воды.

Но почему перед ташкентским землетрясением сейсмологи и гидрологи большое внимание уделили радону, а не другим элементам? Дело в том, что радон — лучший индикатор подземных процессов. Перед другими элементами у него два преимущества — радиоактивность и короткое время полураспада. Радон недолговечен, он живет всего несколько суток. После этого его концентрация в воде становится прежней. Все же другие элементы накапливаются в воде в течение длительного времени, и поэтому точной картины изменения ее состава мы не увидим. А радиоактивность радона позволяет применять для измерений несложные по конструкции счетчики.

Пока неизвестно, для всех ли мест земного шара годится новый метод прогнозирования, все ли землетрясения он предскажет. Но вода в грунте есть повсюду, поэтому ученые надеются на его перспективность.

Сотрудники Института сейсмологии АН УзССР сумели предсказать толчки 9 апреля, 19 июня и 1 августа 1967 года, 7 ноября 1971 года в Ташкенте. Были также предсказаны Искандерское землетрясение 5 июля 1971 года и Янгиюльское 9 января 1972 года.

ПРЕДСКАЗАТЬ, И ТОЛЬКО?

Конечно, предвидеть беду — это немало. Заранее можно под

10