Юный техник 1974-04, страница 13

Юный техник 1974-04, страница 13

Эти три аппарата — только три ступеньки длинной лестницы климатических испытаний:

1 — камера морского тумана;

2 — испытания дождем и водой;

3 — грибообразования.

женер лаборатории A. J1. Дегтярева привезла из далекой Африки необычный сувенир — горсть пустынной пыли. В лаборатории ее тщательно исследовали — узнали содержание мела, песка, каолина, средний размер твердых частиц. Ведв на полигоне должна быть самая настоящая Сахара!

За толстым двойным окошком на термометре —60°. В эту большую холодную комнату без тулупа даже летом не войдешь. Тут Север... Люди строят дома и прокладывают дороги, находят полезные ископаемые* и разрабатывают карьеры. Им нужны хорошие, выносливые машины... Не только морозоустойчивость механизмов проверяют в таком холодильнике. Здесь испытывают на промерзание строительные материалы, стены домов.

В холодной камере тоже моделируют не одну температуру, а и саму землю Сибири. На замороженной земле испытывают мощные рыхлители, квантовые генераторы и даже ультразвук, определяя режимы резания грунта.

Труднее всего пришлось конструкторам влажных тропиков. Нужно было совместить повышенную влажность с повышенной температурой, создать ночную прохладу, когда на «измученных» деталях, словно пот, выступают капли росы, вызывающей атмосферную коррозию. Здесь в тепле и сырости живут бесчисленные колонии микроорганизмов, способных поражать стекло и разрушать ткани, разлагать пластмассу и снимать защитный покров краски. Грибковая плесень. Коррозия, вызванная ею, способна за одни сутки вывести из строя радио- и электронное оборудование. А каково оказаться без связи в глубоких джунглях!.. Потому, пожалуй, нигде так не берегут это

го крошечного, но опасного врага машин, как в климатической лаборатории полигона. Инженеры хранят и выращивают тропическую плесень, следят, чтобы она не утратила своих природных свойств, а в испытательной камере создают ей все условия для «работы». Машины и детали, обработанные плесневой «вакциной», 3 месяца выдерживаются в камере грибообразования! Ржавые пятна и дыры на тканях, ржавые пробоины на металле, помутневшие стекла как сигналы: надо улучшать или менять защитные покрытия.

Вы, наверное, заметили — и машины, и погоду в лаборатории чаще всего раскладывают по деталям. Но здесь проверяют не только кусочки машин на частичках погоды. Испытывают и собранные, работающие механизмы. А аппарат искусственной погоды позволяет, не переезжая из пустыни в джунгли, одновременно воздействовать на образец светом, дождем, температурой.

И все же трудно в точности скопировать природу — уж слишком своеволен ее характер. А решать о ^пригодности новой машины все-таки ей. Поэтому одновременно с камерными проводятся испытания на натуре: образцы дышат воздухом тропического Батуми, туманного Геленджика, холодного Норильска или Магадана... Незаметными пассажирами они плывут за океан на торговом лайнере, попутно садятся в машины, работающие на далеких международных трассах. Но, даже подстраховав таким образом все домашние испытания, конструкторы, подобно участковым врачам, и через три гарантийных года работы интересуются самочувствием выпущенной в свет машины. В лабораториях на колесах едут они обследовать свои детали, узлы, краски. Едут на край земли — на Кубу, в Индию, в знойные и влажные тропики...

Н. РОМАНОВА

11