Юный техник 1974-05, страница 27

Юный техник 1974-05, страница 27

страна: есть кузнецкий чугун!» 19 сентября: «Есть кузнецкая сталь!» В ноябре блюминг начал прокатку слитков, а в последние дни памятного года прокатали первые рельсы...

Иду от стенда к стенду и будто перелистываю страницы большой книги, которая называется «История». Я вижу людей и их дела. Вот отлитая из первого чугуна плита, посланная рабочими Кузнецкстроя Центральному Комитету нашей партии. Броневая сталь. Да, ребята, та самая сталь, из которой в Великую Отече ственную войну была сделана броня 40 тыс. танков. КМК, превращенный в один из важнейших арсеналов СССР, дал тогда фронту металла на 45 тыс. самолетов, чугуна — на 100 млн. снарядов!

Есть в музее зал, рассказывающий о мальчишках и девчонках начала 40-х годов. Шла война, и ребята заменяли на заводе фронтовиков. В механическом цехе КМК они подставляли пустые ящики, чтобы дотянуться до станков, и точили заготовки для снарядов. В музее рассказывают: главный механик спросил как-то худого парнишку, который особенно старательно работал:

— Как же тебя зовут, сынок!

Остановив на мгновение станок.

мальчик соскочил с подставки и, как солдат, отчеканил:

— Токарь Иван Петрович Иванов.

— Сколько же тебе лет, Иван Петрович!

— Четырнадцать!

Музей рассказывает также о причастности к жизни комбината сегодняшних школьников, пионе ров и комсомольцев. Они тоже считают комбинат своим, с гордостью говорят гостям города: «Наш комбинат», «Наши мартены».

Школьники — частые гости на комбинате Но прежде чем позна комиться с жизнью цехов, ребята приходят в заводской музей. Здесь они наглядно видят что было и что стало, музей помогает оценить те громадные усилия, которые были затрачены их отцами и братьями^ строящими новую индустрию социалистической страны, осваивающими великие богатства сибирского края.

Американцам, появившимся летом 1930 года на Кузнецкстрое, казалась несбыточной затея большевиков построить огромный завод. Главный инженер фирмы «Фрейн» Эверхард, консультант на строительстве комбината, в беседе с Бардиным откровенно заявил: «Мы считаем совершенно невозможным строить у вас