Юный техник 1974-05, страница 36

Юный техник 1974-05, страница 36

ния, она предстанет в виде... хорошо налаженного конвейера, почти полностью исключающего тяжелый ручной труд. Сбоку от нее — пульт управления. Отсюда помощник режиссера подает команды в машинное отделение (оно глубоко внизу, под сценой). По его командам механики с помощью автоматических блоков управления уменьшают сцену или слегка выдвигают вперед, вводят новые сценические площадки, устанавливая их в заданных положениях. Команда — плавно вращается сценический круг на небольших рельсовых тележках. Еще команда — с боков на сцену выезжают уже одетые декорацией площадки;

Если нужно поместить актеров в вагон поезда, создавая при этом иллюзию движения, — за окном купе, набирая скорость, побегут дома, поля, леса, нарисованные на широкой ленте панорамного механизма. С помощью блоков, вращающих и передвигающих сцену, можно подать на нее настоящий... автомобиль: под партером сделан спуск вниз и на улицу. Если надо по ходу действия показать аэродром, взлет и посадку самолетов, механик внизу нажимает заданную кнопку — сцена слегка приподнимается, и тогда зрители невольно испытывают волнение: кто знает, а вдруг и на самом деле взлетит! А тем временем с верхнего яруса на подвесной монорельсовой дороге опускается макет самолета или ракеты.

Когда 68 подъемников, одновременно работая, меняют декорации, мы видим широкое поле брани ипи палубу большого военного корабля... Приводные лебедки подъемников спрятаны в особом помещении за толстыми боковыми стенами, поэтому во время спектакля работы механизмов совсем не слышно.

Есть в Художественном особая комната. Комната звуков. Называется она обычно «звукоаппа-

ратная», но прямое ее назначение — совершать чудеса. Правда, современная техника несколько упростила это волшебное занятие: комната заполнена многочисленными магнитофонами, управляют которыми с помощью длинного, гладкого пульта — микшера. Все происходит четко, как на космодроме: оператор смотрит по телевизору спектакль, рядом реле времени. Звонок — надо включить гром, еще звонок — нужен шум дождя. Магнитофоны уже заранее поставлены на звук, звукооператор только следит за автоматическим устройством и регулирует его: чуть громче, чуть тише. Чтобы не случилось какой-нибудь неожиданности со смехом, громом или аплодисментами, включается одновременно несколько магнитофонов: если один не срабатывает, его выручает «дублер», на сцене же полный порядок.

Иногда требуется перенести место действия в дикое горное ущелье, иногда — в бушующий океан. Здесь тоже помогает электроника. В комнате установлен аппарат, который представляет собой «кухню звуков»: он их смешивает, отдаляет, делает нё-понятными и загадочными. Вздох, свист, шум ветра, обыкновенный скрип двери... Собранные вместе, непосвященным эти звуки кажутся таинственными. Во многих театрах страны сейчас собраны настоящие звуковые библиотеки. На деревянных попках стоят толстые коробки, а в них... гудок паровоза, крик чайки, выстрелы — короткие пистолетные, долгая дробь пулемета... Для каждого спектакля свои звуки. Задолго до премьеры звукооператор «примеряет» их к действию. Аппараты — магнитофоны, усилители — репетируют вместе с актерами. Динамик, установленный на колосниках или в люстре, заставляет искать глазами пролетевшую птицу, невольно ежиться при звуках грозы и дождя.

34