Юный техник 1974-07, страница 82Электронная сирена пригодна не только для проведения различных эстафет, но и в других играх — подумайте! Кто быстрее? Известно, как важно обладать быстрой реакцией. Без ее проверки не обходятся ни одни тренировки или испытания будущих летчиков или космонавтов. Да и для спортсмена это одно из основных качеств. У кого из вас реакция лучше? Это выявит игра, рассчитанная на двух человек (рис. 2). Партнеры садятся за стол друг против друга и берутся рукой каждый за свой выключатель. Сбоку сидит судья. Его задача — нажать кнопку на панели. Тогда загорится надписи «Старт».» Каждый из игроков должен мгновенно перебросить ручку выключателя в другое положение. Кому это удастся быстрее, у того и загорится зеленая лампочка, — выигрыш! А если один из игроков не выдержит и щелкнет выключателем до подачи стартового сигнала? Тогда у него вспыхнет красная лампочка — фальстарт. Это означает проигрыш. Проигравший уступает место следующему иг року. Кто одержит больше побед, у того и реакция лучше. Перейдем к электрической схеме игры. Основные детали ее — электромагнитные реле, срабатывающие при напряжении 3,5—4В. Причем оба реле должны быть одинаковые по напряжению срабатывания и иметь по одной группе нормально замкнутых контактов Р1/1 и Р2/1 соответственно. Выключатели В1 и В2 — двухсекционные (типа тумблер), кнопка Кн1 — с одной группой замкнутых и одной группой разомкнутых контактов. Все лампочки— на 3,5 В (J1I и J14 — с красным защитным колпачком, JI2 и J15 — с зеленым, J13 освещает надпись «Старт»). Когда кнопка не нажата, стоит один из тумблеров перебросить в нижнее по схеме положение — и загорится соответствующая лампочка фальстарта (J11 или J14). При нажатии кнопки напряжение питания подается на лампочку J13 и цепи включения реле. Предположим, что после зажигания надписи «Старт» быстрее включил свой тумблер В1 первый игрок. Тогда загорится лампочка JI2, сработает реле Р1 и своими 77 |