Юный техник 1974-11, страница 58

Юный техник 1974-11, страница 58

рость реакции увеличивается. Одновременно с повышением кинетической энергии молекул сильнее раскачиваются и атомы внутри молекулы, пружинки рвутся быстрее, но рвутся те же самые пружинки, скорость реакции уве личится, но те же самые вещества получатся в результате, то есть направление реакции не изменится. Получается: ускорить реакцию мы можем, а вот направить, подчинить себе — нет.

ЧТО ПРЕДЛОЖИЛ ФИЗИК

А что, если добиться того, что раскачивать пружинки мы будем не посредством нагревания, а непосредственно. Каким-то образом надо научиться воздействовать на пруйшнки самим, без помощи общего хаотичного движения молекул. Представьте себе, мы выбрали именно те пружинки, которые нам надо расцепить, раскачали их, связи между атомами стали рваться, но только те связи, которые мы наметили. Тогда и сцепляться будут только нужные нам атомы, ведь именно их мы освободили. Таким образом — задумали мы получить вещество, взяли необходимые для этого молекулы с нужными атомами, освободили эти атомы, и они сцепились так, как нам и хотелось.

Такой метод и предложил Р. В. Хохлов. Он предложил использовать то, что лазеры излучают свет лишь строго определенных длин волн. Предположим, что нашу колбу мы облучаем светом лазера. Благодаря монохроматичности излучения в молекулах усиливаться будут только колебания, частота которых близка к лазерной частоте, или, как говорят физики, которые будут резонансны лазерному излучению. Раскачивать их будет луч лазера очень сильно. Раскачка же других пружинок, частота которых не совпадает с лазером, будет очень мала. Таким образом, старая пропорциональность связей

нарушится, другие нужные нам связи окажутся самыми слабыми, реакция пойдет в новом направлении.

Так в чем же дело, спросите вы. если все так просто? Почему же нельзя применить этот метод, в чем же проблема?

ФИЗИКИ НАЧИНАЮТ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ

В 1970 году в ФИАНе, в лаборатории академика Н. Г. Басова, были получены первые результаты. В лаборатории изучали влияние излучения непрерывного лазера на газообразные смеси. Смесь была взята такая, которая в нормальных условиях реагирует очень длительное время, то есть реакция идет очень медленно. При нагревании скорость этих реакций резко возрастала. Поскольку излучение лазера очень мощное, то луч лазера нагревал кювету со смесью, и реакции ускорялись. Но вот что обнаружили сотрудники лаборатории — если нагревать кювету не лазер-но, то вещества получаются одни, и при лазерном воздействии — другие. Результат этот был очень важен, он подтверждал гипотезу Хохлова: в ФИАНе обнаружили особое воздействие лазера на ход реакций. Скептиков, которые просили показать им сначала сделанное, а не убеждать непроверенными гипотезами, стало значительно меньше. Экспериментаторы «приняли» гипотезу Хохлова, число работ в этой области начало возрастать. Но самое важное было то, что этот удачный эксперимент сразу же очертил круг насущных проблем. Провести управляемую реакцию оказалось не так-то просто. Нагрев газа, сопутствующий облучению кюветы лазером, нельзя было не принимать во внимание. Какова его роль? Насколько сильно влияет он на лазерный эффект?

54