Юный техник 1974-11, страница 6

Юный техник 1974-11, страница 6

Так уж повелось, что бескрайние территории нашей страны сопоставляют с каким-либо государством Западной Европы. Для Забайкалья это не сравнение: на территории к северу и востоку от Байкала свободно могли бы разместиться все страны Западной Европы да еще место останется.

Одно лишь перечисление уже открытых здесь кладовых природы может утомить читателя: золото и уголь, железная руда и медь, вольфрам, молибден, слюда, никель, кобальт... А «зеленое море тайги», а огромные гидроэнергетические ресурсы!.. Да разве все перечислишь.

Однако месторождение полезного ископаемого мало только открыть — ценность такого месторождения будет разве что моральная или потенциальная. Лишь когда начнется промышленная его разработка или сформируются условия для нее, только тогда месторождение будет иметь материальную ценность.

Вот здесь-то мы и подходим к главной теме нашего повествования. Для организации промышленного освоения открытых месторождений нужно строить шахты и рудники, обогатительные фабрики и металлургические комбинаты, города и поселки, а для этого, как говорят ученые, необходимо создавать элементы промышленной и социально-бытовой инфраструктуры, и в первую очередь — надежные подъездные пути.

В Забайкалье, где счет идет на десятки сотен и тысячи километров, единственно надежным и экономичным видом транспорта является железная дорога, «навигация» которой круглогодична, не зависит от метеоусловий и времени года. Однако старая Транссибирская магистраль уже «устала»: она не может справиться с возрастающим потоком грузов и взять на свои плечи нагрузку северных районов. Нужен БАМ!

РОЖДЕНИЕ ИДЕИ

БАМ — сегодня крупнейшая новостройка страны. БАМ — дорога завтрашнего дня. Но к окончанию строительства, заметим, идее БАМа будет не хватать лишь полутора десятков пет до того, чтобы отметить свое столетие.

...Конец XIX века: проложены рельсы к хлебу Украины, углю Донбасса, хлопку Средней Азии, а также к далеким портам Тихого океана. Великая Транссибирская магистраль. Главный сибирский ход — как только не называют эту крупнейшую в мире дорогу. И вот, когда были уже уложены тысячи километров рельсов и поезда коптили голубое сибирское небо, возникла идея сооружения железной дороги севернее Байкала в направлении к Амуру и дальше, к Тихому океану.

Транссибирская магистраль проходит южнее зоны вечной мерзлоты , лишь в отдельных местах нарушая царство подземного холода. Новая же дорога должна была почти целиком лечь на никогда не согревающийся, вечномерзпый грунт. Даже если и приступили бы тогда к строительству новых путей, ничего путного из этой затеи бы не вышло. Вечная мерзлота требовала оригинальных инженерных решений, особых приемов, мощных технических средств. К тому же внешнеполитическая обстановка очень скоро заставила отказаться от идеи прокладки Северо-Сибирской магистрали, составной частью которой и является БАМ.

Лишь в 1932 году снова на повестку дня была поставлена проблема БАМа. В этом году было принято первое решение партии и лра-