Юный техник 1974-11, страница 63

Юный техник 1974-11, страница 63

ПЛЯЖ ИЛИ АЭРОДРОМ?

Некоторые физики утверждают, что нет лучшего места для загара, как возле аэродромов, где взлетают самолеты.

Гипотеза американского еофизика Хесст-ведта в двух словах такова. В выхлопных газах самолетов всегда присутствуют окислы азота, которые самостоятельно в атмосфере не образуются. Эти окислы легко соединяются с атомарным кислородом (NO+O->N02), и концентрация кислорода уменьшается. Какое отношение атомарный кислород имеет к загару, спросите вы? Дело в том, что присутствие атомарного кислорода делает возможным образование озона (Оз).

Озон «мешает» нам загорать. Он рассеивает ультрафиолетовую радиацию, ответственную за загар, и препятствует получению нашим организмом необходимого витамина Д. Рассеяние происходит так: озон поглощает ультрафиолет, в результате чего распадается на О и 02. Обратная реакция происходит тут же, но радиация «исчезает». Итак, самолеты мешают озону, озон — загару... Впрочем, это только одна сторона медали. Сказать: озон спасает, можно с таким же основанием. Именно озон, ослабляя космическую радиацию, сделал возможным жизнь на Земле. Что было бы, если бы в верхних слоях атмосферы образовались прорехи в плотном слое озона, страшно представить. Между тем именно подобную мрачную перспективу предсказывал Хесстведт в связи с программой создания сверхзвуковых самолетов типа «Конкорд», особенно обильно сеющих в атмосфере вредные окислы.

Хесстведт говорил о возможности образования так называемых «озонных окон», открывших бы космической радиации зеленую улицу на пути к поверхности Земли.

Здесь надо оговориться: сочувствовали невеселым прогнозам американца лишь самые отчаянные пессимисты, хотя теория его в США и послужила не последней причиной критики проекта «Конкорда».

Концентрация окислов азота в атмосфере очень невелика, озон вполне жизнеспособен, и мы загораем и будем продолжать загорать. Правда, стоит ли это делать рядом с аэродромами— это все-таки вопрос?

Н. БРЕЗГИН

59