Юный техник 1975-01, страница 21

Юный техник 1975-01, страница 21

по-прежнему зависела от размеров. При радиусе круга в 1 м деления в одну минуту отстоят друг от друга примерно на 0,1 мм. Только вооружив прибор отсчетным устройстпом под стать его «снайперскому прицелу», можно было до конца решить проблему размеров.

Выручило остроумное изобретение Верньера, известное под названием нониуса. С его помощью удалось измерить угол с точностью до десятых и даже сотых долей самых мелких делений, нанесенных на дуге. Чтобы добиться того же на обычных приборах, пришлось бы в '0 или в 100 раз увеличивать их pa: iyc.

Это был настоящий прорыв в знание. Свидетельство тому — целый каскад последовавших открытий в астрономии. Сначала Дж Зрадлей обнаруживает явление аберрации — первое непосредственное доказательство движения Землч вокруг Солнца. Затем точные угловые измерения дуги меридиана подтвердили предсказанную Ньютоном сплюснутость Земли у полюсов. Потом Гершель определил перемещение солнечной системы в мировом пространстве и подсчитал размеры нашей Галактики

ДВАЖДЫ РОЖДЕННЫЕ

После столь поразительных успехов любое, даже самое незначительное, повышение точности дос авалось все более дорогой ценой. Ходовые ошибки микрометрического винть, неравномерность делений на шкале круга, несовершенство цапф — все это сказываюсь на результатах измерений. У современных приборов овальность цапфы, например, не превышает 1 микрона. Но и этого достаточно, чтобы при длине оси в 1 м вызвать ошибку смещения визирной линии в зрительной трубе на 1,5 сотые доли секунды

«Мы не можем обольщаться тем, что инструменты, если их еще больше усовершенствовать, позволят нам продвинуться вперед в увеличении точности измерений свыше одной секунды дуги. Бесьм ■ вероятно, что Ьрадлей установил в этом отношении предел наших знании», — утьерждал французский ученый Ж Байи. И все же астрономы не оставляли попыток найти путь к «безошибочному» измерительному средству.

Немецкий ученый Ф. Бессель решил тщательно определить все отклонения реального инструмента от его воображаемого, идеального прототипа. Если мы знаем ошибку прибора, рассуждал он, то она уже не страшна, ведь ее всегда можно учесть. Когда одна чаша весов тяжелее другой, ошибка во взвешивании неизбежна. Но зная, какая чаша тяжелее и насколько, нетрудно внести соответствующую поправку в результат. Точно измерив все инструментальные погрешности, можно полностью избавить от них прибор... при последующей обработке его показаний с карандашом в руке «Каждый инструмент... изготовляется дважды,— писал Бессель, — сначала в мастерской — из л. ггуни и стали, а затем вторично — астрономом на бумаге при помощи списка необходимых поправок, которые он получает при своем исследовании».

Бессель детально разработал общую теорию ошибок астрономических приборов, которая получила убедительное подтверждение в работах Пулковской обсерватории. Основатель обсерватории В. Струве одновременно с Бесселем измерил параллакс некоторых звезд, который составлял всего лишь десятые доли секунды. Пулково с тех пор приобрело славу «астрономической столицы мири». По величине параллакса /далось подсчитать расстояния до звезд, Мир обретал свои масштабы.

2*

19