Юный техник 1975-01, страница 56

Юный техник 1975-01, страница 56

экспериментами способствуем продвижению вперед в технике. К примеру, чтобы повысить мощности ускорителей, сейчас самый желательный путь — это создание сверхпроводящих магнитов. Если они будут созданы, то сразу же найдут широчайшее применение. И косвенно это будет наша заслуга. Так что мы не романтики, а пролетарии умственного труда.

В. ЕМЕЛЬЯНОВ. Видимо, так. Может быть, при взгляде со стороны наука — это только смелые проблемы и смелые решения Но это повседневный труд, причем тяжелый труд.

ВОПРОС. Как вы определили бы специфику своей работы?

В. ЗАМИРАЛОВ. Мне кажется, в отличие от других областей у нас очень высок темп. Если ты год не читал специальные журналы по своей теме, через год ты просто ничего не поймешь, дисквалифицируешься.

В. ЕМЕЛЬЯНОВ. Да, присел отдохнуть и сразу же отстал, как в кроссе. Приходится все время «крутить педали», все время учиться. Ведь отстав, ты не сможешь работать, используя только старые знания. У тебя нарушится связь с коллегами, и отставание твое будет катастрофически расти.

В. ЗАМИРАЛОВ. Но есть одно преимущество. Нагрузка бесконечная, но ведь это физика! И здесь не хочется уставать.

ВОПРОС. Какие критерии кажутся вам основными в оценке вашего труда?

В. ЗАМИРАЛОВ. Если ты что-то посчитал и нигде не ошибся, то кто-то другой всегда может взять карандаш и бумагу и повторить твой расчет от строчки до строчки Бывает так: посчитал, написал, отправил статью, но все не оставляет мысль — а что, если ошибся? Что, если я считать не умею?!

В. ЕМЕЛЬЯНОВ. Это правильно. А кроме того, проверка экспериментом. Меня каждый раз поражает, когда ты, сидя в своей комнате, посчитал что-то, получил какие-то осцилляции, к примеру, а потом встречаешь экспериментатора, и он независимо получил на своей установке то же самое.

В. ЗАМИРАЛОВ. Но есть и внутренние, так сказать, требования к теории. Она не должна быть резиновой. Если теория растягивается, вмещает в себя все, всегда поддается мелкому ремонту, на все случаи жизни годна — это плохая теория.

В. ЕМЕЛЬЯНОВ. Можно пояснить. Теория должна включать в себя возможность собственного опровержения. Иначе она не научна. Конечно, это требование распространяется и на ее создателя: настоящий ученый должен быть готов сам себя опровергнуть.

53