Юный техник 1975-05, страница 38

Юный техник 1975-05, страница 38

ше, чем излучает. В этой зоне испаряется основная масса воды. А из общего количества энергии, поступающей в атмосферу, 80% составляет скрытое тепло конденсации, переносимое водяным паром. Здесь располагается «сердце» огромной тепловой машины, которая приводит в движение мировую погоду. Но как работает эта машина, пока еще очень мало известно. Вот для того, чтобы изучить взаимодействие всех ее винтиков и колесиков, поймать главные закономерности обмена энергией между тропиками и умеренными широтами, между атмосферой и океаном, и была расставлена сеть из плавающих и летающих лабораторий по всей тропической зоне Атлантики.

28 июня в 00 часов по Гринвичу все участники эксперимента прибыли в заранее установленное место. Эксперимент начался. Суда стояли на закрепленных позициях. От четырех до восьми раз в сутки в одно и то же время с них производились измерения «пульса» атмосферы до высоты 40 км и океана до глубины 1,5 км. Через каждые 5 дней приборы опускались до самого дна.

В запланированных районах суда производили «разрез» океана, а самолеты — атмосферы. Спутники днем и ночью фотографировали всю тропическую зону. А люди вместе со своими верными помощниками ЭВМ собирали и обрабатывали огромное количество .информации.

Флагманом советской группы судов был «Профессор Зубов», на нем и проработали мы в течение трех месяцев.

Во время эксперимента в столице республики Сенегал Дакаре действовал оперативный центр управления АТЭПом, где собирались и анализировались данные, поступавшие со всех наблюдательных систем. За три этапа наблюдений, длившихся по 20 дней каждый, было получено такое

количество данных, что их обработка займет еще несколько лет. Чтобы данные, полученные учеными различных стран, можно было обрабатывать совместно, перед началом очередного этапа наблюдений ученые сравнивали показания регистрирующей аппаратуры. Все суда разделили на три группы. Каждая группа собиралась в заранее обусловленном месте. Суда подходили друг к другу и в течение трех дней сверяли показания своих приборов. Например, для сравнения данных радиозондирования два зонда разной «национальности» прикреплялись к одному шару и запускались вместе в атмосферу с борта советских судов. Во время подъема их данные регистрировались теми судами, кому принадлежали эти зонды. Метеорологические приборы всех стран сравнивались с данными метеорологического буя, выставляемого кораблем «Метеор» из ФРГ. Советская, американская, канадская и немецкая аппаратура для изучения приземного слоя атмосферы поднималась на одном привязном аэростате с борта американских судов и т. д.

Сверка приборов — очень интересное и яркое событие. Посредине океана собирается армада судов. Здесь и белые красавцы — советские суда, и красное канадское судно «Квадра», и «малыши», глядя на которые удивляешься, как они осмелились выйти в океан. Между судами снуют разноцветные шлюпки, в которых в ярких спасательных жилетах сидят люди. И все это на фоне темно-синего океана!

Советские суда отличались не только внешней отделкой, на них созданы все условия для работы и отдыха. В каютах и в лабораториях поддерживался искусственный климат, соответствующий нашему Подмосковью. А вот на некоторых английских, французских, бразильских судах установок кондиционирования

36