Юный техник 1975-05, страница 60

Юный техник 1975-05, страница 60

точки, где находятся синие бумажки, оказываются точками покоя, здесь бумажки остаются на месте. А желтые бумажки слетают со струн — здесь начались сильные амплитудные колебания. Точно так же можно показать гармоническое деление колеблющейся струны на любое целое число, кратное основному тону. До недавнего времени считалось, что точно так же должны колебаться и все струны рояля, ведь он состоит из множества монохордов Пифагора.

Недавно физики-акустики, исследовавшие звуки различных инструментов, столкнулись с непонятным явлением. Все музыкальные инструменты большого оркестра имеют гармонические ряды обертонов. Все, но только не рояль. У этого инструмента, начиная со второго десятка, обертоны отклонялись от известного гармонического ряда. И чем вы

ше обертон, тем больше это отклонение. Звуки королевского инструмента оказались много сложней звуков скрипки и флейты, фагота и контрабаса.

Может быть, все дело в деревянной деке — резонаторной пластине. Еще в прошлые века многие мастера пытались, как и великие Амати, Страдивари или Гварнери, найти удачные соотношения размеров и толщин деревянного резонатора. Но все их попытки оказались напрасными. Дека рояля не хотела становиться декой «огромной» скрипки.

Первым, кто доказал, что качество звуков рояля .зависит не от вибрирующей деки, был чешский акустик Ф. Матушек. Простыми экспериментами со слоеными резонаторами, похожими скорей на куски многослойной фанеры, чем на красивые, увеличенные в размерах деки скрипок, он доказал, что звуки рояля зависят только от его струн.

Каким же образом физики-акустики догадались, что струны рояля колеблются с негармоническим рядом обертонов? Началось все с того, что исследователи собрали сто электрических генераторов, способных через акустическую систему издавать звуки в диапазоне 50—15 000 Гц.

ГРОМКОСТЬ ДБ

i

НОМЕРА ОБЕРТОНОВ