Юный техник 1975-05, страница 59

Юный техник 1975-05, страница 59

ФИЗИКА РОЯЛЯ

Его назвали роялем, что в переводе с французского значит королевский... Для него писались лучшие музыкальные произведения... Я тоже писал, но так и не смог впезть в его душу.

П. И. Чайковский

Кажется, о рояле известно все. Но почему же тогда Чайковский, наделенный от природы идеальным музыкальным слухом, признавался в бессилии перед ним?

Давайте заглянем внутрь инструмента. Вот струны, а вот прочная чугунная рама. Она цельнолитая и выдерживает суммарное натяжение всех струн, а это, заметим, ни много ни мало усилие 30-тонного пресса.

Нажмите на одну из клавиш. Натянутая внутри чугунной рамы струна как-то странно колеблется. Вот вся она, словно упругая стальная пластинка, зажатая между пальцами, прогибается то вправо, то влево. Это основной звук. К нему добавляются еще сотни звуков от вибрации половинок струны, ее третьих, десятых, сотых частей. Именно им звуки обязаны своей красотой и сочностью. Это гармоники, обертоны.

Любой сложный музыкальный звук можно разложить в стройный гармонический ряд, где частота колебания любого обертона всегда кратна частоте основного звука. В этом легко убедиться, собрав простейший музыкальный инструмент — монохорд. Именно с его помощью знаменитый Пифагор определил математические соотношения между музыкальными тонами. Воспользовавшись его советами, можно легко показать, как колеблющаяся струна вибрирует, например, четырьмя частями. Положите небольшие вогнутые кусочки синей бумаги в трех точках струны на равных расстояниях друг от друга. Строго по середине между ними также в трех точках положите кусочки желтой бумаги. По оставшейся незанятой четверти струны строго по середине проведите смычком. При колебании струны четырьмя частями

55