Юный техник 1975-06, страница 8

Юный техник 1975-06, страница 8

очень гладкую поверхность. Раньше для его обработки применялись бруски из карбида кремния. Потом его заменили алмазом.

Когда в киевском объединении «Трактородеталь» перешли на алмазную обработку чугунных гильз, стойкость инструмента возросла в 300 раз. Но оставалось одно узкое место — процесс окончательного, финишного хонингова-ния, после которого цилиндр, гильза или другая деталь ставятся в двигатель. Бруски на твердой металлической связке для этого не совсем подходили. Зерна алмазного порошка, закрепленные в ней жестко, при малейшем перекосе или налипании на них металла могли оставлять повреждения на зеркале. Одна царапина — и уже брак. Теперь удалось этого избежать: мягкая связка как бы сама регулирует работу каждого из крошечных резцов, зажатых в пластине. На обработанной детали не остается ни малейшей царапины. Алмазные бруски свели брак к нулю.

А вот лежат на витрине тюбики, с виду похожие на те, которые заполнены зубной пастой. Не спешите с выводами. В каждом из них, по крайней мере,

МИЛЛИАРД КРОХОТНЫХ «КОГТЕЙ»

Задумывались ли вы над тем, почему зубная паста чистит зубы! Дело в том, что в составе пасты имеется самый настоящий абразивный порошок. Но он настолько мелкого помола и мягкий, что может только сошлифовать зубной камень, не повреждая эмаль. Рассказывают, будто зубную пасту изобрел некий парфюмер, оставшийся без зубов, потому что никогда не чистил их. Но кому в голову впервые пришла эта мысль об изготовлении алмазной пасты, сказать трудно. Возможно, кто-нибудь из инженеров-абра-зивщиков, выдавливая утром на щетку червячок пасты из тюби

ка, решил про себя: «А почему бы и нам, техникам, не последовать примеру парфюмера!» Так это было или нет, но появился новый, и притом превосходный, абразивный материал — алмазная, или бороазотная, паста. Ею заполняют тюбики в точности такие же, как и для зубной пасты, маркируют. Тюбик с пастой крупного помола красят в красный цвет, среднего — в зеленый, мелкого — в голубой, а тонкого — в желтый.

О количестве кристалликов в пасте красноречиво говорит такой подсчет: в одном карате 30-микронных зерен содержится два миллиона острых «коготков», а с зернистостью 2 микрона — в 30 тысяч раз больше.

На производстве пасту выдавливают на диски — притиры, которые похожи на гончарные круги. Словно масло, ее сначала размазывают по всей поверхности. Затем диски начинают вращаться. Острые грани «когтей» впиваются в тело детали, оставляя на ней мельчайшие царапины. Как и при выглаживании, высота микронеровностей существенно уменьшается, а деталь приобретает зеркальную поверхность. Устроившись поудобнее перед телевизором, чтобы смотреть «Ну, погоди|», вспомните, что наружную поверхность экрана вашего кинескопа обработала «лапа» с миллиардами крошечных «коготков».

Сегодня мы познакомились лишь с небольшой частью профессий алмазного однокаратни-ка. Но ученые продолжают поиск новых искусственных минералов, способных превзойти натуральные.

В. ЗАВОРОТОВ, инженер

6