Юный техник 1976-01, страница 15

Юный техник 1976-01, страница 15

КОНСЕРВИРУЮЩИЕ ЛУНИ. Чтобы хранить продукты питания продолжительное время, уже много лет применяются холодильники. Проблема сохранения качества пищевых продуктов, особенно мяса, важна для длительных морских экспедиций, находящихся вдали от пунктов снабжения. Ученые Одесского института инженеров морского флота предложили хранить скоропортящиеся продукты без глубокого их замораживания. В новых пищевых хранилищах достаточно поддерживать температуру вблизи точки замерзания воды. Против бактерий используются бактерицидные лампы — такие же, как и широко применяемые для поддержания стирильной атмосферы в современных операционных. Четыре ультрафиолетовые лампы, установленные по углам хранилища, создают на поверхности продуктов и в окружающем их внутреннем пространстве очищенную от бактерий среду.

ции доменных процессов. Режим плавки контролируется и управляется вычислительной машиной. Ручной труд исключен даже на вспомогательных операциях. Это и привело к тому, что даже по внешнему виду новая печь отличается от существующих.

Площадка, на которой размещена домна и вспомогательное оборудование, сохранила старинное название литейного двора. У существующих печей литейные дворы прямоугольны, в середине возвышается домна, которая мешает мостовому подъемному крану обслуживать все пространство. В этих мертвых для крана зонах вопросы погрузки и разгрузки вырастают в сложную проблему. У пятитысячника литейный двор круглый, а подъемный кран похож на циркуль. Одной точкой опоры служит сама домна, а другая опора вращается вокруг нее по рельсу. И нет на литейном дворе места, которого не смог бы достичь крюк подъемника.

Уже стемнело, когда мы вышли с Александром Ефимовичем на улицу. Он торопился, потому что через несколько дней выезжал в заграничную командировку. Наш пятитысячник вызвал очень большой интерес за рубежом, и некоторые фирмы выразили желание соорудить у себя такие же домны с помощью советских специалистов.

Прощаясь с Александром Ефимовичем, я сказал ему, что теперь, с пуском криворожской печи, в доменном производстве.

наверное, никаких тайн не осталось.

— Нет, — ответил он. — Разработка каждой 'новой машины сопряжена с инженерным риском. Мне вспоминается любопытный эпизод, который произошел со старейшиной русской и советской металлургии Михаилом Александровичем Павловым.

В 1884 году студентом-практикантом Горного института приехал Павлов на металлургический завод Юза, в нынешний город Донецк. И там в лаборатории разговорился с младшим сыном владельца завода — Иваном Юзом, исполнявшим обязанности химика. Тот сказал ему, что даже самый лучший мастер не может объяснить, почему вчера у него домна дала хороший чугун, а сегодня — плохой. Управление доменной печью — искусство, оно приобретается годами практики, многого в нем объяснить нельзя. Посвятив изучению доменных процессов около 70 лет жизни, академик Павлов записал: «В доменной печи уже многое ясно. Многое, но не все». С тех пор прошло еще 20 лет, а слова академика можно повторить и сейчас. Мы, конечно, стали знать гораздо больше, но и задачи усложнились. И, как бы ни были тщательно исследованы процессы на моделях, каждый шаг вперед к неизвестному всегда труден. Рисковали мы и при сооружении пятитысячника, придется рисковать и создавая другие печи.

Л. ЕВСЕЕВ

13