Юный техник 1976-10, страница 4

Юный техник 1976-10, страница 4

БРИГАДА

Тольятти, электротехнический завод, трансформаторный корпус

Один из рабочих движениями руки корректирует работу крана. Толстые стропы, слегка покачиваясь, несут к сборочному столу консоль — многометровую конструкцию из стали толщиной с кулак. Зазеваешься — консоль не ляжет на место. Попробуй сдвинь ее потом — в ней, в этой консоли, не одна сотня килограммов! Другой рабочий еще и еще раз сличает с чертежом едва заметные линии, процарапанные на плоскости консоли. Ошибись он немного — труд всей бригады пойдет насмарку. Третий вглядывается в кромку сверла, врезающегося в стальную заготовку. Рука рабочего застыла на рукоятке, он — весь внимание, ведь в любой момент онэ готова резко податься в сторону, уводя 'Сверло из зоны резания.

Но этот... Хоть и невысок ростом, а сразу обращает на себя внимание. Может быть, тем, что работу свою выполняет без напряжения, словно играючи. Мне показалось даже, будто с его лица не сходит полуулыбка. Все у него получается легко и просто. И еще: всегда готов прийти на помощь. Подходит и без лишних слов, без суеты делает что-то почти неприметное на глаз и, казалось бы, малозначительное. Однако работа соседа сразу же выправляется. Это Пешков...

За что, как думаете, присуждают в нашей стране Государственную премию СССР? Ученым — за крупные открытия, инженерам — за чудеса новейшей техники. А вот Михаил Тимофеевич Пешков, удостоенный этой награды в 1975 году, не инженер, не ученый — просто рабочий.

...Как-то зашел Михаил Тимофеевич после смены к начальнику цеха:

— Мы все подсчитали, взвесили и решили: пусть наша бригада останется в прежнем составе, а делать будем в полтора раза больше, чем намечено...

А когда подвели итоги девятой пятилетки, оказалось: бригада наработала даже больше, чем обещала.

Примеру Пешкова последовали десятки бригад, участков, смен завода. Вскоре о нем заговорили по всей стране. А теперь представьте: сколько «лишних» поездов мчатся сейчас по рельсам, сколько «дополнительно» светит электрических лампочек, сколько ходит по полям «внеплановых» комбайнов, созданных сверх нормы последователями Пешкова?

Кто же он, этот удивительный человек, который сумел пробудить дремавшие силы у людей, которые и раньше не сидели сложа руки?

* * *

... — На завод пришел, когда предприятие только-только начинало строиться. Тогда, — рассказывает Пешков, — он именовался Ставропольским заводом ртутных выпрямителей. Вместе со мной пришел Борис Иванович Цыганков. К тому времени у него, как, впрочем, и у меня, сложилась такая рабочая биография: рубал уголек в шахтах Донбасса, плавил сталь на металлургическом заводе в Куйбышеве.

— Ну а вы — вы где учились, что окончили?

— Когда началась война, мне было всего девять лет. А после.

2