Юный техник 1976-10, страница 6

Юный техник 1976-10, страница 6

ма. В Караганде на вокзале вскочил в поезд, идущий неизвестно куда. Ссадили в Куйбышеве... Из детского приемника направили в артель «Красный карьер» учеником машиниста. Зимой в артели валяли валенки, летом делали кирпичи. Работа нелегкая. Но зато теперь он ел свой хлеб!

А потом механический завод. Здесь Миша был прилежным учеником. Потому-то спустя полгода его поставили не к маленькому токарному станку с ременной передачей, а к первоклассному по тем временам: ДИП-200.

Нелегкое выпало ему детство. Как после этого не помочь пареньку, попавшему в беду!

Толю привели в цех. Пешков выключил свой станок, смерил парня взглядом. Строго сказал:

— Будешь работать — возьму в бригаду. Не будешь — уходи. — И, не дожидаясь ответа, легонько подтолкнул навстречу подходящему Митрофанову: — Знакомьтесь. Теперь вас два Толи в паре будет. С двоих и работу спрошу.

И снова нажал кнопку, включил свой станок.

— Вон рукавицы, — сказал Митрофанов растерявшемуся парнишке. — Тяни кабель к сборочному столу.

Весь день Толя крутился как белка в колесе, хотя здесь, в бригаде, никто никого не подгонял. Но работать спустя рукава было просто нельзя. Замешкайся Толя хоть немного — тут же начнется цепная реакция: сначала Митрофанов собьется с ритма, потом без дела окажется его сосед, а там, того и гляди, вся бригада остановится.

— Уж лучше б остался в 19-м цехе, — притворно вздыхал Толя, поглядывая вокруг исподлобья, не забывая, однако, раскладывать детали на стенке консоли. — Там, по крайней мере, хочешь — включи свой станок, хочешь — выключи.

— Ну как, не тоскуешь по прежней работе? — неожиданно спросил бригадир в конце смены.

Пешков любил свое дело. Не променял бы его ни на какое другое. Он ведь тоже когда-то работал токарем, «ловил микроны». А теперь — миллиметр вправо, миллиметр влево, что и говорить, не слишком точная работа. Зато, любил сравнивать Пешков, если токарь за смену вытачивает, скажем, десять деталей, одну за другой — бригада слесарей день, два, неделю собирает одну-единственную металлоконструкцию, которая 'состоит из нескольких сот деталей. Получается, работа слесаря-сборщика хотя и грубее, но шире, разнообразней. Дальше. Если зайти в соседний цех, обязательно увидишь, как к консолям, собранным бригадой, крепят стальные листы маг-нитопровода. А потом надевают катушку, мотают провод. Выходит, труд сборщика виден отовсюду.

...Анатолий размотал тугой силовой кабель, проверил держак, сунул Митрофанову. Но тот не сдвинулся с места:

— Попробуй прихвати сам.

В левую руку взял защитный щиток, правой охватил держак, примерился, точь-в-точь как это делал Митрофанов, и стал осторожно приближать электрод к стальному телу консоли. Тр-р-р-р-эк. С треском вспыхнула слепящая дуга. Толя испугался, отдер-нул руку. Отдышался. Вновь поднес электрод. На этот раз раздался резкий щелчок. Конец электрода словно прилип к металлу. Угрожающе загудел трансформатор.

— Не робей, тезка. Держись свободней. Смотри. — И Митрофанов артистично наложил шов.— А ну, попробуй еще.

Пока Толя старательно выводил на стали свои первые сварные каракули, кривые, случайной длины, с глубокими прожогами и бесформенными наплывами-кляк

4