Юный техник 1976-10, страница 53

Юный техник 1976-10, страница 53

правильно она выполнена, зависит дальнейшая судьба заготовки. Ее вновь нагревают до определенной температуры и затем медленно охлаждают, избавляя материал от внутренних напряжений.

Электропечь нагрела форму до 600. Затем температуру стали снижать в среднем по 0 5° в сутки. Изменение температуры контролировали автоматы.

Дни шли за днями, и с каждым часом заготовка становилась чуточку холоднее. «Поспешишь — людей насмешишь», — говорит старая русская пословица. Как никогда верной она могла оказаться и в данном случае. Поэтому лишь через два года и шесть дней, когда температура .снизилась до плюс двадцати градусов Цельсия, были открыты сначала печь, а потом и форма.

Что было дальше

Впереди предстояло еще много хлопот. Нужно было снять 28 т «лишнего» стекла — операция, с которой блестяще справились рабочие завода. Затем обработать

поверхность будущего зеркала алмазными кругами и порошком, просверлить и довести до высокой степени чистоты десятки отверстий. Как потом подсчитали, на все это израсходовали около 7 тыс. каратов алмазов.

Комиссии под председательством академика А. Прохорова еще предстояла приемка зеркала, изготовленного с исключительной точностью: громада площадью около 30 квадратных метров собирает лучи света в точку размером в 0,01 квадратного миллиметра. Еще планировалось путешествие готового зеркала по маршруту: завод — южный порт Москвы — Ростов-на-Дону — горы Карачае-во-Черкесии...

Многое и многое только предстояло сделать. Но один из важнейших этапов — изготовление 70-тонной отливки зеркала для вселенной, отливки, не имеющей себе равных в мировой практике, — был завершен!

С. ЗИГУНЕНКО, инженер

Одна из самых тонких операций обработки зеркала — сверление глухих отверстий для его крепления. Малейшая неосторожность грозила браком.