Юный техник 1976-12, страница 21чего только нет. Вот соль. Зачем? Идет, скажем, по льду человек, а тут тихонечко перетирают эту соль в мешочке. Вроде кто-то юкользит и лед потрескивает. Или, например, гуляют герои зимой, стало быть, по снегу ходят. А съемка, по обыкновению, павильонная. Снег туда не принесешь, но мешочки с крахмалом в руках звукооформителей хрустят так, что зябко становится. Сергей Федорович Бондарчук признался однажды, что чуть не плакал, когда слушал шаги по снегу в сцене дуэли Пьера и До-лохова. Драматизм этих шагов потряс его. Вот что делает крахмал в умелых-то руках. В шкафу стоит великолепный венецианский хрусталь. Водят пальцем по краю такого бокала, полного до краев водой, а мы слышим «пение» проводов. Есть тут тонкие резиновые перчатки. Встряхнут ими, и кажется, стая птиц взмахнула крылами. Да чего только нет в этом шкафу! Свистульки, телефоны всех мастей и фасонов, погремушки, уздечки, кастрюли, консервные банки, башмаки всех времен и народов, барабан, рожок, бубен. Вам нужен свист пули? Пожалуйста. Чиркнул ногтем по туго натянутой репсовой ленте. А звук пощечины великолепно воспроизводит кочан капусты. Резонно полагая, что от этого шкафа мне не скоро отойти, Кислова как бы вскользь заметила, что в другом павильоне... И я пошла туда, чтобы узнать, что стало «вьюгой» всех мосфильмовских лент. Стоял большой барабан, окружности которого были соединены длинными и круглыми, как карандаши, палочками. Поверх этих палочек червячком лежала старенькая чериая репсовая ленточка. Чтобы запела вьюга, надо было тронуть барабан и натянуть ленту, чтоб она коснулась этих палочек. И весьма приличная метель получалась, не дай бог, если такая >на улице где-нибудь застанет. А рядом стояло нечто, напоминавшее беличье колесо. Но вместо белки внутри кружились спиральки папиросной бумаги. И звалось это амплион. Крутанешь ручку — и вот море вздохнуло. А чуть притормозишь колесо — ноги утопают в листве... Осень. В комнате есть еще дверь вроде бы товарного вагона. Открыли ее, вернее, отодвинули вбок, как это и полагается такой двери (и звук тот же), а за ней другая — и лязгнул засов тюреммой камеры, а за ней третья — и скрипнула садовая калитка, а за ней... и так далее. Вроде бы матрешка >из дверей получилась. Двери визжали, охали, хлопали. То же и с окнами. Одни чуть скрипели — современные, без форточек и двойных рам. Открыли окно, уже с форточкой, и та тоненько >апмщала — что-то грустное, in о чти забытое послышалось. В углу павильона чуть не к самому потолку взмывала лестница, Звук накрахмаленных шагов страшнее пистолета... Поют провода... в бокале. 19 |