Юный техник 1976-12, страница 22

Юный техник 1976-12, страница 22

Буря в стакане! Почему бы и нет? Плещется же море в тазике.

собранная из секторов. Скрипучая — деревянная, гулкая — кованая, железная, глухая — каменная. Ходи по любой. Под лестницей, на полу распластан лист железа — крыша дома, по которой бегут, спасаясь от погони. Тут же стоит большущая ванна с водой. Вспомните фильм «Первый учитель», сцену, где герой перетаскивает ребятишек через горную речку, — все это было сделано здесь, в этой ванне: палочками, лопаточками, руками.

Ирина Дмитриевна и недавно окончившие школу Таня Серебрякова и Фаина Ям-пол^ская, устав водить меня от одного дива к другому, присели на ступеньки лестницы и чуть не разом выдохнули: «Кажется, все!» Потом подумали и «разожгли» маленький костер. Взяли старенький веник, магнитофонную ленту, целлофановый чехольчик с сигаретной пачки и, аккуратненько перебирая все это руками, «сыграли» треск и шорох костра. Ощущение было настолько явным, что я чуть отодвинулась, словно от огня. Они рассмеялись.

Я полюбопытствовала, узнают ли они «свои» звуки в картине? Да, конечно! Порой это бывает трогательно...

— А кто сочиняет звуки?

— Многое мы берем у театра. Есть даже книга Владимира Александровича Попова о шумах в театре. Иногда и сами что-нибудь придумываем. Вот как с цокотом копыт. Раньше мы зто делали хохлодески-ми чашками, а сейчас они у нас треснули.

Заменить нечем, нет их в продаже. Мы и придумали пластмассовые кружки.

На прощание мне рассказали, как недавно на студию приходили на экскурсию школьники и после в отдел кадров обратилась целая группа желающих с просьбой принять их звукооформителями: «Учиться не надо!» И было это обычным заблуждением — звукооформителю нужны слух, чувство ритма, юмора, нужны быстрая реакция и фантазия... Хотя учебного заведения, где бы этому учили и правда нет.

...Пробка у «Мосфильма» рассосалась, и на улице воцарилась относительная московская тишина. Потом с Москвы-реки донесся глухой басок речной баржи. В павильоне он бы звучал так же, хоть не было там никаких особенно хитрых устройств. Все делается здесь, в сущности, из ничего. Приходят на студию 13 звукооформителей и за смен> «оживляют» три-пять частей киноленты — это приблизительно полови на фильма. День они свой начинают раным-рано, когда вокруг ти шина.

Л. ВАСИЛЬЕВА

Костер без костра — ловкость рук и никакого чуда.

20