Юный техник 1977-03, страница 38

Юный техник 1977-03, страница 38

торый отражал падающий на него луч кинопроектора в виде параллельных зон. Каждая зона, по замыслу автора, должна давать изображение своему ряду зрителей. Но когда одна из американских фирм попыталась воссоздать такую систему на практике, выяснилось, что Габор ошибся. Экран с подобными свойствами принципиально не позволяет получать четкое объемное голографическое изображение.

Другие изобретатели также хотели осуществить показ объемного изображения с помощью разного рода светорассеиваю-щих экранов. Но все их опыТы оказались неудачными. Видимо, это и дало основание Габору заявить: «Будут ли эти трудности преодолены в этом веке или в следующем...»

А в 1974 году за дело взялись советские специалисты. Два года прошли в напряженнейших исследованиях и экспериментах...

— Идея, на основании которой мы разработали свою оптическую схему, — рассказывает Виктор Григорьевич Комар, — не копирует известные патенты. Главный «секрет» — точечно-фо-кусирующий стеклянный экран. На слой стекла мы нанесли слой фотоэмульсии, рецепт которой создал профессор И. И. Кириллов. После специальной обработки экран стал размножать проецируемое изображение точно по числу зрительных мест. Каждый смотрит «свой» объемный фильм.

Для съемки и проекции специалистам НИКФИ удалось обойтись сравнительно небольшими объективами, диаметром около 20 см. Поскольку для получения голограмм необходима опорная волна, то при съемках в помещении сцену освещают три импульсных лазера, дающих красный, синий и зеленый — основные цвета, из которых складывается многокрасочное изображение.

38

Большие экспериментальные работы по получению высококачественных киноголограмм были выполнены Г. А. Соболевым и О. Б. Серовым.

При съемках на улице, когда мощности лазеров не хватает, используют обычный дневной свет. А чтобы на пленке получалось все же объемное, а не плоское изображение, в съемочной камере устанавливают растровую пластинку, содержащую на своей поверхности около полумиллиона мельчайших линз. При печатании фильма все кадры, снятые на улице, также переводят в голограммы. Способы такого перевода разработаны сотрудниками НИКФИ И. П. На-лимовым и С. М. Папаяном.

Сделан лишь первый шаг...

В кино все должно быть как в жизни. Таков основной закон кинематографа, к точному исполнению которого он стремится с самого рождения. Вспомните, сначала «великий немой» заговорил. Когда-то знаменитый советский режиссер С. М. Эйзенштейн, не имея еще цветной пленки, собственноручно раскрасил изображение красного флага на мачте броненосца «Потемкин». В наши дни изображение стало цветным, широкоэкранным, широкоформатным, со стереофоническим звуком. Теперь в кино приходит объем.

Нынешняя установка НИКФИ имеет экран лишь 0,6X0,8 м, рассчитана на 4 зрителя и демонстрирует фильм продолжительностью всего 30 секунд.

— Мы проверили практические возможности нашей разработки, — сказал мне на прощание Виктор Григорьевич Комар. — Теперь мы знаем: принципы верны. Можно приступать к созданию экспериментальной системы голографического кинематографа, рассчитанного на 200— 400 зрителей.

С ЗИГУНЕНКО